semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Ночной самолет Ночной самолет

 

Я сидела в тусклом салоне нового самолета. Не смогу назвать ни фирму,ни модель....В любом случае, самолет был довольно новый,ремни не потерты, подушечки не лоснились,а расстояние между сиденьями даже позволяло с удобством расположиться, не мешая соседям.

Самой приятной штучкой оказался маленький монитор на спинке сиденья,в технике "touch".Кроме фильмов и программ новостей в меню имелись также сборники дисков, очень разнообразные.Тут я почувствовала вкус к жизни.

 

Шикарнейший выбор...

Я музыкант, с хорошим, прекрасным, даже с одним из лучших в мире специальных образований.

По разным причинам кроме самоудовлетворения и восхищения моих  малочисленных почитателей  никаких иных профитов  образование мне не принесло.

Именно по этим причинам я очень мало слушаю музыку.Танцую, издеваясь над собой, в ресторанах, или слушаю с подростками рок, или с мужем джаз и популярную классику. Но для нас сейчас музыка - лишь фон,прерываемый легко, без рассуждений, как звук в телевизорев ..

В годы богемной молодости мы слушали целые симфонии, в абсолютном молчании,не только воспринимая волну частоты и эмоции, но и думая. Это было действо,объединенное временем и местом.

В самолете были наушники и четыре часа времени.Начав "листать меню", я запаниковала:от обилия возможностей мысли заметались.

Вот соната для скрипки и фортепиано Брамса.

Скрипачку, исполняющую сонату, я слушала в концерте двадцать лет назад.  Красотка, юная и непорочная,с "тициановскими" волосами,"aлебастровые" плечи Элен Безуховой, абсолютно открытоe,"strapless",как сказали бы сейчас, платье..Она приложила скрипку к нежной шее и подняла смычок.Это было так красиво,просто невероятно.Показалось, что все подстроено: девушка - актриса( тогда не было в русском языке термина "топ-модель"),скрипка - муляж. А музыку передают в записи.

Ее звали Анне-Софи Мутер.

Через двадцать лет я снова слушала красотку.Красота ее по-прежнему слышна,и она наполнена эмоцией, не слишком, а ровно настолько, чтобы соответствовать бурной грусти Брамса.. В поездке я поняла: строгое волнение немецких композиторов исходит от немецкой природы: по крайней мере, в области Рейна..                




                                                                                          ******************************

 

 

Вот  диск Рави Шанкарa.

Помню его афишу на здании зала Чайковского.Смешно!

Все афиши были выполнены единым стилем, пионерскими строгими буквами на девственном фоне. Строго информативно и бесстрастно сообщали эти буквы и об ансамбле Моисеева,и обо всем остальном.

Индийская музыка, несмoтря на солидарность с бедными индийскими трудящимисся и магазин "Ганг", была полузапретной. По причине неотделимости ее от религии.И настолько сильна связь, что и без просмотра фильма об индийских иогах и без жалких попыток медитаций на неформальных кухнях("правдy лехтур говорил:отвратитальное зрелище") и без чтения бледных, как спирохеты,ксерокопий "Кама сутра"  -  ты начинал слушать...и ощушал, что ты и небо, звезда и камень,все едино.

Ситар шелестел в ритме твоего дыхания, кровь бежала то быстрее, то тише под барабан...Тоненький и жалкий голосок вокалиста обманчиво успокаивал: все вокруг - твои друзья,сила - на твоей стороне, да и кому она нужна, твоя сила?Доверься нам!Качайся вместе с нами, и улыбайся и шепчи всякий вздор!

.Конечно, в 80-е годы мы были наивно уверены в абсолютной чистоте всего, что хоть каким-то макаром, но задевало понятие духовности.

А для музыканта концерт Рави Шанкара был редкой встречей с музыкальной свободой, с импровизацией, с полярным подходом к идее исполнительского мастерства.

Попасть на этот концерт было сложновато, но фанатики всегда добиваются своего.

В итоге один из самых одиозных моих приятелей Дима Т. рассказывал, растягивая безударные слоги (по-иному,по-питерски):

-Ну, кааааароче,тaaaaкого в саааавке быть не даалжно, круто как-то чересчур.

Пауза.

 - (ухмыляясь)Там чувак ааадин был,он не играл, просто сиииидел рядом.Т ак и не просекли мы: то ли саааалага, то ли такой ааааатец,что уж ерундой не занимается…




                                                                         ****************************************

 

 

У Д. Быкова в "Орфографии" упоминается во вступлении новая мода издавать диски под девизом "Избранное". Он употребляет в качестве примера оперу. Берется увертюра, 5-6 яркиx арий и финал. Cоставители очередного выбранного диска пошли дальше. Они взяли по части из нескольких симфоний Малера. Некая хрестоматия "По страницам любимых нот".

Но в одном месте они не преступили правил. Десятaя симфония Малера не окончена.Он успел написать всего одну часть.И называют ее посмертной.

 Угрожающее вступление Второй симфонии было проиллюстрировано началом рейса: медленно ехал и разворачивался лайнер, проезжая освещенные и все равно неживые бесконечные здания Франкфуртского аэропорта, внося размеренную неизбежность механизма в волнение художника.

А Десятую я слушала уже высоко-высоко, в черной ночи. Попытки примирения с реальностью и раздирающая душу боль, и мольбы, и снова свет согласия с судьбой. И неожиданно, шокирующе на физиологическом уровне, звенит пронзительная труба как сигнал к обвалу. И оркестр обрушивается, и нет больше надежды.


 

 

 

Оказывается, есть некая часть в сознании, что остается неизменной. Я вновь почувствовала себя юной и темпераментной.

"Ничто не проходит. И боль постоянна".

Г. Грасс. Окончательный диагноз....

 

.

 

 


 

Tags: anne-sophie mutter, gustav mahler, ravi shankar, Музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments