semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"То, что осмеяно, становится объективно понятным" А. П. Чехов

Русская театральная пародия ХIX-начала ХХ века.

Москва"Искусство" 1976 год.

 

 

 

Hеобычайно привлекательная обложка художника Троянкера. Из тех обложек, мимо которых не пройдешь, - любопытно....

Эта книга у меня находится с года издания. Она принадлежит к любимому типу: открываешь на любой странице и читаешь.

Издание очень серьезное, с научной вступительной статьей и комментариями Полякова.Но я оставлю научную часть в покое, поскольку это-то и здорово, что смешно тебе и в том случае, если ты не знаешь подоплеки содержания.

Всегда на театре ( употреблю для шику) есть смешные вещи. Они вечны и не зависимы от временных периодов.

Напыщенность,неестественность, потеря идеи за новейшими поисками формы - это претензии к драматургам и режиссерам.

Другой критерий отбора объектов для пародирования, - реакция на "хиты"сезона, на самые модные и популярные постановки.
Такие, как "Прекрасная Елена" - французски, немецкий и русский вариант.
(
Кликнув, можно почитать)



Пародия - как шарж.Высмеиваются самые характерные черты.

Интересно, можно ли получить представление об истории театра по пародиям,"от обратного"?

Среди пародистов царствует Козьма Прутков, выделенный в особый раздел.

А кроме этого,И.Дмитриев,Некрасов, И.Панаев, Чехов, Евреинов.

А пародируемые - трагедист Озеров ,Кукольник ( многократно!),оперный композитор Серов,Островский ,Писемский,Лев Толстой,постановщик Лентовский( славившийся использованием спецэффектов), Суворин, Найденов..

Досталось и Станиславскому, и Рейнгардту

"Торжество супружеской неверности, или Мексиканцы в Лапландии";

"Горькая судьбина кота, или Легкая бойня";

"Жак Нуар и Aнри Заверни,или Пропавший документ".

 

Названия, подобные которым мы видим сегодня на обложках романов Д.Донцовой...

 

                                                      ***********************


По мере приближения к 20-му веку акцент перемещается в социальную жизнь театра.

Жадность, тщеславие, снобизм -явления не новые...

Индустриализация искусства не могла не случиться как ответ на индустриализацию экономическую.

Штучный товар был обречен на вымирание, если не был по-настоящему уникален.Но ведь уникальность может трактоваться не только положительно...

Вот это - самые яркие, самые острые, гротесковые пародии в сборнике:

"Pевизор", "Школа Этуалей" и "Четвертая стена" Евреинова

и "Театр купца Eпишкина" Мировича.

B поисках материалов для цитирования в сети я набрела на очень много материалов о Н. Евреинове, режиссере, сценаристе "Кривого зеркала", историке театра.
 
И суть "чертвертой стены" гораздо глубже, нежели я себе легкомысленно представляла....

http://lib.ololo.cc/b/36480/read

http://mirslovarei.com/content_his/evreinov-nikolaj-nikolaevich-32072.html

 

Содержание пародии сводится к серии репетиций "Фауста", где реалистические требования режиссера просто перечеркивают идею театрального действа. Все смешнее и абсурднее становятся детали постановки "как в жизни".Кульминация - возведение четвертой стены в комнате Фауста таким образом, что происходящее внутри скрыто от зрителя .

"Помощник режиссера: ... а что ты думаешь, что я в этом деле не могу быть за главного! Да сколько угодно!..Самое плевое дело!..коли ежели б настоящее искусство, где и фантазия, и красота, и что ни шаг, то творчество это самое, - ну, на это, пожалуй, нас и не хватит.а чтобы делать все, как в жизни, подражание жульническое, натурализм этот самый, - да сделайте милость!..Это каждый дурак сможет!..Какое же это искусство!.."


"Театр купца Епишкина" - пьеса, которая ставится и в наши дни - сегодня она так же понятна, как и девяносто лет назад.

Купец Епишкин продает "маргарин от искусства".

"Галоши и пальты можно не скидывать", - написано на афише.

"Я публике даю и комедию, и оперу, и балет, и кинематограф, и драму, и все это за двугривенный. а что же можно за двугривенный хорошее дать?"

 

Шпарят,-жарят актеры водевиль, фарс, трагедию, -  одно за другим.

И когда принципиальный трагик, напившись, объявляет,что не даст осквернить Шекспира, то Eпишкин сам идет играть "Отелу""

"…ничего, все к лучшему. Он бы Отелу растянул на полчаса, а я в пять минут с ним управлюсь."

 

"Кто правит театром? Кто стоит у кормила искусства?" - горестно взывает пьяный актер...

 

Вопрос вечный и риторический.

 

 

 

...

 

 

.


Tags: Н. Евреинов, литература, любимые книги, пародия, русская литература, театр
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments