semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"То, что осмеяно, становится объективно понятным" А. П. Чехов

Русская театральная пародия ХIX-начала ХХ века.

Москва"Искусство" 1976 год.

 

 

 

Hеобычайно привлекательная обложка художника Троянкера. Из тех обложек, мимо которых не пройдешь, - любопытно....

Эта книга у меня находится с года издания. Она принадлежит к любимому типу: открываешь на любой странице и читаешь.

Издание очень серьезное, с научной вступительной статьей и комментариями Полякова.Но я оставлю научную часть в покое, поскольку это-то и здорово, что смешно тебе и в том случае, если ты не знаешь подоплеки содержания.

Всегда на театре ( употреблю для шику) есть смешные вещи. Они вечны и не зависимы от временных периодов.

Напыщенность,неестественность, потеря идеи за новейшими поисками формы - это претензии к драматургам и режиссерам.

Другой критерий отбора объектов для пародирования, - реакция на "хиты"сезона, на самые модные и популярные постановки.
Такие, как "Прекрасная Елена" - французски, немецкий и русский вариант.
(
Кликнув, можно почитать)



Пародия - как шарж.Высмеиваются самые характерные черты.

Интересно, можно ли получить представление об истории театра по пародиям,"от обратного"?

Среди пародистов царствует Козьма Прутков, выделенный в особый раздел.

А кроме этого,И.Дмитриев,Некрасов, И.Панаев, Чехов, Евреинов.

А пародируемые - трагедист Озеров ,Кукольник ( многократно!),оперный композитор Серов,Островский ,Писемский,Лев Толстой,постановщик Лентовский( славившийся использованием спецэффектов), Суворин, Найденов..

Досталось и Станиславскому, и Рейнгардту

"Торжество супружеской неверности, или Мексиканцы в Лапландии";

"Горькая судьбина кота, или Легкая бойня";

"Жак Нуар и Aнри Заверни,или Пропавший документ".

 

Названия, подобные которым мы видим сегодня на обложках романов Д.Донцовой...

 

                                                      ***********************


По мере приближения к 20-му веку акцент перемещается в социальную жизнь театра.

Жадность, тщеславие, снобизм -явления не новые...

Индустриализация искусства не могла не случиться как ответ на индустриализацию экономическую.

Штучный товар был обречен на вымирание, если не был по-настоящему уникален.Но ведь уникальность может трактоваться не только положительно...

Вот это - самые яркие, самые острые, гротесковые пародии в сборнике:

"Pевизор", "Школа Этуалей" и "Четвертая стена" Евреинова

и "Театр купца Eпишкина" Мировича.

B поисках материалов для цитирования в сети я набрела на очень много материалов о Н. Евреинове, режиссере, сценаристе "Кривого зеркала", историке театра.
 
И суть "чертвертой стены" гораздо глубже, нежели я себе легкомысленно представляла....

http://lib.ololo.cc/b/36480/read

http://mirslovarei.com/content_his/evreinov-nikolaj-nikolaevich-32072.html

 

Содержание пародии сводится к серии репетиций "Фауста", где реалистические требования режиссера просто перечеркивают идею театрального действа. Все смешнее и абсурднее становятся детали постановки "как в жизни".Кульминация - возведение четвертой стены в комнате Фауста таким образом, что происходящее внутри скрыто от зрителя .

"Помощник режиссера: ... а что ты думаешь, что я в этом деле не могу быть за главного! Да сколько угодно!..Самое плевое дело!..коли ежели б настоящее искусство, где и фантазия, и красота, и что ни шаг, то творчество это самое, - ну, на это, пожалуй, нас и не хватит.а чтобы делать все, как в жизни, подражание жульническое, натурализм этот самый, - да сделайте милость!..Это каждый дурак сможет!..Какое же это искусство!.."


"Театр купца Епишкина" - пьеса, которая ставится и в наши дни - сегодня она так же понятна, как и девяносто лет назад.

Купец Епишкин продает "маргарин от искусства".

"Галоши и пальты можно не скидывать", - написано на афише.

"Я публике даю и комедию, и оперу, и балет, и кинематограф, и драму, и все это за двугривенный. а что же можно за двугривенный хорошее дать?"

 

Шпарят,-жарят актеры водевиль, фарс, трагедию, -  одно за другим.

И когда принципиальный трагик, напившись, объявляет,что не даст осквернить Шекспира, то Eпишкин сам идет играть "Отелу""

"…ничего, все к лучшему. Он бы Отелу растянул на полчаса, а я в пять минут с ним управлюсь."

 

"Кто правит театром? Кто стоит у кормила искусства?" - горестно взывает пьяный актер...

 

Вопрос вечный и риторический.

 

 

 

...

 

 

.


Tags: Н. Евреинов, литература, любимые книги, пародия, русская литература, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments