semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

И снова, в сотый раз о "Пианистке"...

Прочитав некоторое время о "Пианистке" Эльфриды Елинек несколько раз у разных людей,поняла, что пропустить нельзя...
И вот, я прочитала. Очевидно, что впечатление сильное, поскольку наутро после прочтения я проснулась очень рано, в темноте и стала вспоминать и думать, примерять к себе...и к музыке.
а это верный признак того, что сейчас я должна выплеснуть...реакцию на некоторые темы...


1.Тирания матери и ее последствия.

 Тема,слегка набившая оскомину...Мамашка-монстр, искалечившая психику дитяти.
Эрика вобрала в себя, как мне кажется, все возможные аспекты последствий материнской любви.(читая, я несколько раз пробормотала сама себе:"Осенняя соната " шиворот-навыворот") . Поэтому мне несколько поднадоело все новое и новое перечисление разных вариантов отклонений.
Как там у Хармса, "ну уж двадцать,ну уж тридцать, ну, еще туда-сюда...Но уж сорок, ровно сорок - это просто ерунда".
Тем более, что отклонения вроде как по списку: номер один:  подглядывающий Том - описали? Описали. Ставим галочку.И т.д.
Как-то очень книжно...И я представляю себе, с какой радостью накидываются на эти описания психиатры...Просто клад цитат  для научной работы.
Автобиографичность книги в этом смысле усиливает ее прикладное значение.
Есть такой метод терапии под названием "психодрама".Человеку предлагается выйти на сцену и произнести в полный голос монолог в адрес своего обидчика.Зал полон народу.Как бы публичность и как бы высказывание.Вот такой формой "психотерапии" мне кажется "Пианистка".

2. Тирания музыки

Честное слово, если бы я не знала, что Елинек действитально музыкант, я была бы уверена, что она - не.Что означает: действительно есть проблема у Эрики. Ее слова о композиторах и произведениях удивительным образом напоминают цитаты из "Википедии".Так мог бы говорить лишь профан, для которого нет связи между сутью и названием.Тут мне просто любопытно: чья это проблема - писателя или образа? Это немного обидно, поскольку люди остаются с впечатлением от определений, создающих вредные клише известным фамилиям.Особенно жалко "Шульберта":))


3.И, наконец, тема, которая меня потрясла: отношения ученика и учительницы.

Также немало написано и снято...Стереотип: муки стареющей плоти и юного совершенства, обреченные на провал и трагедию.
В "Пианистке" стереотип опровергнут, причем, не раз и не два.Банальные исходные данные перетряхиваются в калейдоскопе несколько раз:
наставница и ученик;
старая дева и гиперсексуальный юнец;
повелительница и раб;
мазохистка и садист;
жертва и насильник;
покинутая и мачо

Терминология, конечно, спорная, и три последних пункта где-то дублируют друг друга...
Одно несомненно: между Эрикой и  Вальтера   нет никакого контакта. Не входит одна деталь в другую, не удерживается в зазоре.
В противовес тому, что происходит у Эрики с матерью. Они чувствуют друг друга в любом положении.Они взаимодействуют: неважно, как.Дерутся, или целуются.

Финал - Эрика, выросшая из надетого платья, режет себя ножом...Можно истолковать это по-разному.
Помните, как в "Маятнике Фуко" один и тот же текст может оказаться либо тайным письмом тамплиеров, либо счетом иа прачечной...
Может, это символ осознания своей никчемности, а может, законный исход душевной болезни?:)

Фильм я не смотрела, представляю, что Изабель Юппер сыграла гениально...
А Ханеке очень органично срежиссировал.Наверняка.

 


Tags: Эльфрида Елинек, литература кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments