semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Синяя тетрадь. Страница шестая.Прабабушка Фрида-продолжение.

Продолжаю бабушкины записи.

Начало в:
 http://humorable.livejournal.com/16826.html
http://humorable.livejournal.com/17434.html
http://humorable.livejournal.com/19085.html
http://humorable.livejournal.com/20682.html
http://humorable.livejournal.com/22547.html


"Мама была большой общественницей. Она организовала общество помощи бедным евреям ( в Оренбурге было очень немного их)"

Наивное признание. Я все же решила проверить, кого было немного: бедных, или евреев.

 

."..всего в г. Оренбурге в 1889 году проживало 1189 евреев, что составляло 2,33% всего населения Оренбурга того времени (на конец 1888 г. население г. Оренбурга составляло 51025 человек). У 185 из 249 евреев в списке указаны места, откуда они прибыли в Оренбург. Большинство из этих евреев (121) прибыли из западных, т.е. белорусских и прибалтийских губерний, среди них преобладали выходцы из Моги-левской, Ковенской и Минской губерний (96 человек). 36 человек прибыли из юго-западных губерний, также входящих в черту еврейской оседлости, прежде всего из Киевской и Волынской. 26 человек – выходцы из губерний царства Польского, входящего в состав Российской Империи. И только двое прибыли в Оренбург из других губерний России – Пензенской и Томской. Из остальных 64 евреев подавляющее большинство – отставные нижние военные чины, длительное время служившие в армии и вышедшие в отставку в Оренбурге....
... В производственной деятельности евреев преобладали: изготовление одежды (пошив верхнего платья, головных уборов, обуви), обработка металлов, волоконных веществ, животных и растительных продуктов, полиграфическое производство). В торговой деятельности преобладала торговля продуктами сельского хозяйства, тканями, одеждой. Интеллектуальной деятельностью, как было показано выше, занималась небольшая часть населения. В ней преoбладали лица, занимавшиеся медицинской деятельностью (врачи, фельдшера, повивальные бабки, аптекари, аптекарские помощники). Очень небольшая часть еврейского населения жила на доходы с капиталов и неделимого имущества, на средства, получаемые от казны, учреждений и частных лиц. На службе в администрации, суде и полиции евреев практиче-ски не было (всего один человек). Таковы основные данные о еврейском населении Оренбургской губернии на конец ХIХ века. "

"Когда началась война 1914 года, мама стала работать среди беженцев, которые приехали из западных губерний, теперешней Беларуси, Западной Украины,Прибалтики....Мама организовала столовую, где бесплатно кормили детей, сама проводила много времени на кухне, следя , чтобы все продукты попадали детям...
Tогда она впервые заболела жестоким суставным ревматизмом, т.к. приходилось ей проводить много времени в сырости и холоде.
...продолжала она и свою служебную работу, помогала отцу и вела занятита в фельдшерскoй школе...

                                                                        ******************
                                                 
Одевалась она скромно,... но всегда со вкусом , и благодаря своей красоте имела нарядный вид.
Любuла бывать среди людей, любила театр, концерты, всегда танцевала на балах, участвовала в любительских спектаклях, пела...
Помню, однажды, в каком-то спектакле, она была одета украинским парубком. На ней были синие шаровары необъятной ширины, вышитая рубашка, серая смушковая шапка и сапоги. Она была очень хороша тогда, и я запомнила ее на всю жизнь в этом костюме.Свои пышные густые волосы она спрятала под шапку.
Но кончилось все трагикомично. Т.к. она много танцевала,а сапоги в голенищах были ей тесноваты, она не смогла их снять, и пришлось их распороть по швам! "

Этот рассказ я помню с детства, и мне было страшно жалко сапоги, которые я представляла себе в виде "сапог-чулок".


На масленицу был обычай принимать "ряженых".В домах, где их принимали,на окне ставили горящую свечу или лампу, двери оставляли открытыми. Вдруг к дому подъезжали тройки, из саней выскакивали гости, у толпа знакомых и незнакомых вваливалась в дом!
Начинались танцы, старались угадать, кто скрывается под маской...
Бывало очень весело и шумно, но все было благопристойно, не бывало ни скандалов, ни пьяных.
Мама очень любила принимать ряженых, и часто они с отцом тут же переодевались и ехали со всей компанией вместе дальше в другие дома....



http://s50.radikal.ru/i127/0902/09/1cfdd5410b2e.jpg

На масленицу у нас бывали гости, пекли блины, мама готовила свой знаменитый пирог с осетриной,было всегда очень весело.
Отец тоже принимал участие в общем веселье, пел, спрятaвшись за ширмой , женским голосом, имитируя разных певиц , иногда пел цыганские романсы."

Читая бабушкины описания русских зимних праздников ( масленица хоть и провожает зиму, но как правило, номинально:)
я вспоминаю рассказы Бунина, Шмелева и Куприна. Конечно, содержание, а не особенности стиля.
В простодушных воспоминаниях ребенка сохранился так называемый "морозный дух" русских зимних сумерек, и запах пирога, и голос Плевицкой, или Вяльцевой?

И еще. В бабушкиной России не было национальной розни.
На русскую Пасху звали пристава, подносили ему рюмочку и поздравляли с праздником.
На еврейский Песах тот же пристав заходил, отдавал честь( выпивал ту же рюмочку) и поздравлял наше семейство.
Так  она рассказывала .
 


продолжение следует





 


Tags: воспоминания, родственники, синяя тетрадь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments