semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

....который всегда с тобой

Вчера было 19-е декабря, день смерти Брежнева.Этот день я запомнила навсегда.

Исправление.
У меня начался склероз.
19-го декабря Леонид Ильич родился, а не умер.
Поэтому все дальнейшее - правда,кроме даты. Правильная дата - 10-е ноября
Торжественное вступление отменяется.
Спасибо
benegenetriivir за деликатное "кхе-кхе".

Не потому, что с Леонидом Ильичем меня связывали личные счеты. С режимом никогда не боролась, и ничего, кроме циркового здорового смеха у меня-девчонки он не вызывал. И тем не менее, с этим днем связаны два сюжета.
Первый -непосредственно, второй -...посредственно.

Одним из предметов в нашей школе был хор, младший и старший..Мальчики освобождались от занятий,когда начиналась мутация голоса. 
A девочки продолжали петь  до выпускного класса.
Мы любили это дело .Еще и потому, что очень дружили .
"Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность." - писал Шуман.
По этой - или по другой причине - мы остались в хоре и в одиннадцатом классе.
Наша хоровичка была потрясена этим рвением и, не веря, спрашивала время от времени:
-Так вы остаетесь?Точно?
И смотрела в глаза с таким выражением, как если бы мы подарили ей почку...
...даже неудобно было.
И Бог нас наградил.

Модный молодой дирижер филармонии,очевидно ,"oсоба, приближенная к императору", привез из Австрии  порножурнал  партитуру "Мессы до -минор " Моцарта.
Почему из Aвстрии? Почему мессу не исполняли в CCCP-е? Почему не было нот и записей? Это ж не Deep Purple  какой-нибудь.
 Месса потрясающей красоты,и на радость хора, в ней требовался хор мальчиков. Такового в нашей столице не было.Обычно обращались к хору оперы. Но в данном случaе дирижер отказался от расшатанных годами жирных голосов и пригласил нас .
Дирижер, напоминающий одновременно Темирканова и Нодара Мгалоблишвили (Калиостро в фильме Захарова), обладал принадлежностью к молдавскому народу , лицом недвусмысленной кавказской национальности и фамилией испанского художника.Да и еще, поездив по заграницам, приобрел там роскошную бархатную широкополую черную шляпу...
Во мне он вызывал трепет.
Нам вручили ксерокопии партий, и мы принялись учить. Было тяжеловато, особенно для сопрано, где было и высоко, и много пассажей. Особенно в фуге "Cum sanctum spiritum", где четыре голоса должны были звучать равноправно и сильно.
(Там был текст "di tai pericole non ha timor",по-моему означающий по-русски "не убоюся твоих козней".Я его использовала как заклинание,за неимением других священных текстов.)

И вот начались репетиции с оркестром.
Сразу скажу, что это было одно из больших потрясений. Я-то в оркестре не играла никогда. Когда  оказываешься внутри, и замечаешь все ходы, все диалоги, все вздохи и охи оркестрантов, это напоминает тот первый раз, когда смотришь в микроскоп.
 Наш оркестр был довольно циничным и рыхлым, несмотря на хороший технический уровень.

Иногда на концертах израильского филармонического я смотрю на знакомые постаревшие лица, и как они трогательно внимают Зубину, или Мазелю, и посмеиваюсь. Я ведь помню, как они играли на репетициях в "виселицу" или морской бой и рассказывали анекдоты, от которых мы давились за их спинами.
Это неважно. Bнутри оркестра действуют физические силы.
 Было заменитое письмо Моцарта к отцу ( впоследствии дисквалифицированное как фальшивка, по-моему), в котором он описывает, как слышит одновременно все четыре части симфонии. Bот из этого ряда... Если медная группа не киксанет:))

И певцы были неоднородными.В дуэте сопрано и меццо первая брала звук легко, а вторая к тому же звуку подбиралась снизу, кряхтя и вибрируя. В результате получалось очень смешно, как будто меццо передразнивает сопрано.
Но несмотря на эти ляпы,наслаждение от процесса не прекращалось.

Демонический дирижер с синими губами добился-таки своего. Премьера прошла неплохо, при полном аншлаге.
Среди публики я увидела ГВ, мою частную преподавательницу по гармонии в предпоступaтельный год. Внешне ГВ очень похожа на Татьяну Hикитичну. Она обычно писала критические статьи в культурном разделе газеты.
Назавтра я спросила:
-ГВ, Вам понравилось?
И она басом ответила:
-Ничего, ничего... Голосишки слабоваты, конечно..Да и медные пару раз киксанули. ...

                                                           ******************

Нашей мессой заинтересовалась тбилисская филармония и пригласила нас на гастроли!
Tyт уж мы совсем взлетели!
Вся школа пускала слюни, глядя, как мы собираем чемоданы.
19-го декабря, накануне полета, я сидела в читальном зале республиканской библиотеки. Якобы читая книгу, строила глазки невиданному красавцу напротив.Тут зашла заведующая читальным залом Вера Ивановна и сказала:
-Товарищи, Брежнев умер.
-Bот так-то, - добавила она, почему-то наставительно. Мы с красавчиком переглянулись и улыбнулись - неспециально.
Событие действительно взбудоражило людей. Я при Брежневе родилась и как-то не задумывалась о том, что не может дряхлый старик жить вечно.В кинотеатре еще показали в этот вечер "Спортлото-82", и люди смеялись, хоть и смущенно.
На следующий день мы пришли в аэропорт. Нас встретило табло, возвестившее, что рейс на Тбилиси отложен.Как и все остальные рейсы. мобилизованные на похороны. Вначале мы еще надеялись на что-то, потом пошли домой. На следующеe утро история повторилась, и мы поперлись на уроки. Hаши мальчики торжествовали.
а из Тбилиси нам прислали афишу несостоявшегося концерта. Как бы предвидя печальный итог, офoрмитель заключил ее в траурную рамку...
Вот такая история.
Слушайте мессу, она действительно прекрасна. хоть не окончена.
А вторую историю ,про девочку Лину-Марию, родившуюся 19 декабря, я расскажу через год, с Божьей помощью.



Tags: Моцарт, воспоминания, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments