semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

....который всегда с тобой

Вчера было 19-е декабря, день смерти Брежнева.Этот день я запомнила навсегда.

Исправление.
У меня начался склероз.
19-го декабря Леонид Ильич родился, а не умер.
Поэтому все дальнейшее - правда,кроме даты. Правильная дата - 10-е ноября
Торжественное вступление отменяется.
Спасибо
benegenetriivir за деликатное "кхе-кхе".

Не потому, что с Леонидом Ильичем меня связывали личные счеты. С режимом никогда не боролась, и ничего, кроме циркового здорового смеха у меня-девчонки он не вызывал. И тем не менее, с этим днем связаны два сюжета.
Первый -непосредственно, второй -...посредственно.

Одним из предметов в нашей школе был хор, младший и старший..Мальчики освобождались от занятий,когда начиналась мутация голоса. 
A девочки продолжали петь  до выпускного класса.
Мы любили это дело .Еще и потому, что очень дружили .
"Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность." - писал Шуман.
По этой - или по другой причине - мы остались в хоре и в одиннадцатом классе.
Наша хоровичка была потрясена этим рвением и, не веря, спрашивала время от времени:
-Так вы остаетесь?Точно?
И смотрела в глаза с таким выражением, как если бы мы подарили ей почку...
...даже неудобно было.
И Бог нас наградил.

Модный молодой дирижер филармонии,очевидно ,"oсоба, приближенная к императору", привез из Австрии  порножурнал  партитуру "Мессы до -минор " Моцарта.
Почему из Aвстрии? Почему мессу не исполняли в CCCP-е? Почему не было нот и записей? Это ж не Deep Purple  какой-нибудь.
 Месса потрясающей красоты,и на радость хора, в ней требовался хор мальчиков. Такового в нашей столице не было.Обычно обращались к хору оперы. Но в данном случaе дирижер отказался от расшатанных годами жирных голосов и пригласил нас .
Дирижер, напоминающий одновременно Темирканова и Нодара Мгалоблишвили (Калиостро в фильме Захарова), обладал принадлежностью к молдавскому народу , лицом недвусмысленной кавказской национальности и фамилией испанского художника.Да и еще, поездив по заграницам, приобрел там роскошную бархатную широкополую черную шляпу...
Во мне он вызывал трепет.
Нам вручили ксерокопии партий, и мы принялись учить. Было тяжеловато, особенно для сопрано, где было и высоко, и много пассажей. Особенно в фуге "Cum sanctum spiritum", где четыре голоса должны были звучать равноправно и сильно.
(Там был текст "di tai pericole non ha timor",по-моему означающий по-русски "не убоюся твоих козней".Я его использовала как заклинание,за неимением других священных текстов.)

И вот начались репетиции с оркестром.
Сразу скажу, что это было одно из больших потрясений. Я-то в оркестре не играла никогда. Когда  оказываешься внутри, и замечаешь все ходы, все диалоги, все вздохи и охи оркестрантов, это напоминает тот первый раз, когда смотришь в микроскоп.
 Наш оркестр был довольно циничным и рыхлым, несмотря на хороший технический уровень.

Иногда на концертах израильского филармонического я смотрю на знакомые постаревшие лица, и как они трогательно внимают Зубину, или Мазелю, и посмеиваюсь. Я ведь помню, как они играли на репетициях в "виселицу" или морской бой и рассказывали анекдоты, от которых мы давились за их спинами.
Это неважно. Bнутри оркестра действуют физические силы.
 Было заменитое письмо Моцарта к отцу ( впоследствии дисквалифицированное как фальшивка, по-моему), в котором он описывает, как слышит одновременно все четыре части симфонии. Bот из этого ряда... Если медная группа не киксанет:))

И певцы были неоднородными.В дуэте сопрано и меццо первая брала звук легко, а вторая к тому же звуку подбиралась снизу, кряхтя и вибрируя. В результате получалось очень смешно, как будто меццо передразнивает сопрано.
Но несмотря на эти ляпы,наслаждение от процесса не прекращалось.

Демонический дирижер с синими губами добился-таки своего. Премьера прошла неплохо, при полном аншлаге.
Среди публики я увидела ГВ, мою частную преподавательницу по гармонии в предпоступaтельный год. Внешне ГВ очень похожа на Татьяну Hикитичну. Она обычно писала критические статьи в культурном разделе газеты.
Назавтра я спросила:
-ГВ, Вам понравилось?
И она басом ответила:
-Ничего, ничего... Голосишки слабоваты, конечно..Да и медные пару раз киксанули. ...

                                                           ******************

Нашей мессой заинтересовалась тбилисская филармония и пригласила нас на гастроли!
Tyт уж мы совсем взлетели!
Вся школа пускала слюни, глядя, как мы собираем чемоданы.
19-го декабря, накануне полета, я сидела в читальном зале республиканской библиотеки. Якобы читая книгу, строила глазки невиданному красавцу напротив.Тут зашла заведующая читальным залом Вера Ивановна и сказала:
-Товарищи, Брежнев умер.
-Bот так-то, - добавила она, почему-то наставительно. Мы с красавчиком переглянулись и улыбнулись - неспециально.
Событие действительно взбудоражило людей. Я при Брежневе родилась и как-то не задумывалась о том, что не может дряхлый старик жить вечно.В кинотеатре еще показали в этот вечер "Спортлото-82", и люди смеялись, хоть и смущенно.
На следующий день мы пришли в аэропорт. Нас встретило табло, возвестившее, что рейс на Тбилиси отложен.Как и все остальные рейсы. мобилизованные на похороны. Вначале мы еще надеялись на что-то, потом пошли домой. На следующеe утро история повторилась, и мы поперлись на уроки. Hаши мальчики торжествовали.
а из Тбилиси нам прислали афишу несостоявшегося концерта. Как бы предвидя печальный итог, офoрмитель заключил ее в траурную рамку...
Вот такая история.
Слушайте мессу, она действительно прекрасна. хоть не окончена.
А вторую историю ,про девочку Лину-Марию, родившуюся 19 декабря, я расскажу через год, с Божьей помощью.



Tags: Моцарт, воспоминания, музыка
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments