semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Лестница в небо"

Вот мне повезло: я заболела и лежала весь день, смотря телевизор. Не было сил открыть компьютер и чего-то набрать на клавиатуре. 
A  поскольку по телевизору я смотрю только фильмы, и только почти один канал, то  я посмотрела:
1. "Фанни и Александр"
2."Предел контроля"
3. "Дело о жизни и смерти"
4."Венди и Люси"
5."Большой Лебовски"
Еще фильм Xичкока, названия которого я не помню, с Кэри Грантом,

Я понимаю, что это дебилизм, но у меня давно не было уже такого прекрасного времяпрепровождения.

"Фанни и Александера", я видела уже несколько раз. И всегда я думаю:как сильнейшая эмоция и страсть воплощаются в чистоте и строгости..
"Предел контроля" - наслаждение от просмотра,. Я временно  не заморачиваюсь истолкованиями - они неинтересны, просто смотри и любуйся.
"Венди и Люси" - трогательная история об одиночестве, нереальная тем, что  сюжет отправляет нас в неореализм, а по внешнему виду напоминает  постсоветское кино - из того что я видела...  изображающее безнадежно угасающую провинцию.
"Большой Лебовски" - мой должок.  Я не видела этого фильма ни разу! Фильм потрясающий.
Фильм Хичкока все помнят - там, где Грант карабкается по барельефам президентов на горе Рашмор вместе с очаровател\ной блондинкой.

"Дело о жизни и смерти" меня очень впечатлило. Классика жанра, пропущенная в свое время...

Cюжет простой и вечный: действительно о жизни и смерти. Самолет британского летчика Питера Картера ,  (Дэйвид Найвен) сбивают  - перед самым концом войны, 2 мая 1945 года. Он умирает. Но из-за "халатности" в небесной канцелярии остается на земле. Дальнейший сюжет - позволит ли Высший Небесный Суд Питеру остаться в живых (тот мотивирует желание жить любовью к американке-радистке, говорившей с ним по радио перед гибелью). Или же подтвердит смертный приговор.
 


 

Для того, чтобы участвовать в суде, Питеру нужен адвокат - любой из всех умерших.
Все сведения Питер получает от своего "проводника 71". С ним же он обсуждает выбор адвоката.
В реальности переговоры с проводником 71 выражаются в галлюцинациях Питера, у которого развивается опухоль мозга. Hужна срочная операция. 

Проводник  (Мариус Горинг)- самый яркий образ фильма.

Маркиз-ангел-серафим - шут в в парике и камзоле -   занимающий законное место в коллекции аналогичных:

Джокер



Фрaнк-н-Фyртер




Вилли-Вoнкa,



Маска




Наш экземпляр выпущен в 1946 году, он прекрасно воспитан и говорит с чудовищным французским акцентом (тоже политика?)

Галлюцинации летчика преподнесены с такой ясностью, которой могут позавидовать всякие "говорящие с призраками"...Кадр останавливается, реальность становится декорацией, а живые персонажи - манекенами.
 Сцена разговора с проводником о выборе защитника необыкновенна по красоте. Бесконечный эскалатор - лестница в небо( название фильма в американском прокате)... По обеим сторонам лестницы - гигантские статуи знаменитых мыслителей, философов, общественных деятелей... Этакий подъем на Валгаллу, ассоциирующийся с советско-арийской гигантоманией.

 



Антипод проводника - друг, доктор Фрэнк (Роджер Ливси) , спасающий Питера и в действительности, и в галлюцинации. Поставив правильный диагноз, он настаивает на немедленной операции, которая спасает Питеру жизнь. Погибнув в аварии перед самой операцией в попытке ускорить приезд "Скорой помощи" и попав в мир мертвых, он получает право стать адвокатом летчика в суде.

Суд красиво оформлен постановочно, но идеологический крен разочаровывает. Цитаты из Вашингтона и Вальтера Скотта слегка напоминают сказку Андерсена о двух тряпках : датского и норвежского происхождения, каждая из которых хвастается доcтоинствами своей страны...
Крайне назидательно проповедуется тема британско-американского братства, не имеющая, на мой взгляд, отношения ни к сюжетной линии, ни к посылу.
Но узнав, что фильм был заказан Mинистерством информации специально в целях укрепления отношений между США и Британией - я сняла шляпу и все претензии.

Режиссеры фильма - классики мирового кино Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, объединившиеся в 1942 году в продюсерскую компанию "Лучники" - "The Archers". О ключевом их влиянии на свое творчество говорят Скорсезе и Коппола.
В рейтинге ста лучших британских фильмов находятся пять их лент.
Пауэлл начинал работать с Хичкоком еще в 1928 году, как фотограф. Другом Хичкока он оставался всю жизнь. Kо времени встречи с Прессбургером уже был снят "Багдадский вор","Край света","Полночная вечеринка", "Девушка в толпе" и т.д.
А Прессбургер оказался успешным соавтором. И вместе оно создали "Kонтрабанду", "49-ю параллель","Черный нарцисс", "Красные башмачки", "Кентерберийские рассказы", "Сказки Гофмана".

Идея всеобщего братства в сцене суда иллюстрирована составом судей: в первой версии это предствители тех народов, которые пострадали от Великобритании, Во второй - депутаты от тех же народов, в качестве национальности указывающие "американец".

На самом деле, британец и венгерский еврей, снимающие американское кино -  лучшая иллюстрация дружбы народов!.



 

 

Tags: emerik pressburger, michael powell, кино, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments