semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Лестница в небо"

Вот мне повезло: я заболела и лежала весь день, смотря телевизор. Не было сил открыть компьютер и чего-то набрать на клавиатуре. 
A  поскольку по телевизору я смотрю только фильмы, и только почти один канал, то  я посмотрела:
1. "Фанни и Александр"
2."Предел контроля"
3. "Дело о жизни и смерти"
4."Венди и Люси"
5."Большой Лебовски"
Еще фильм Xичкока, названия которого я не помню, с Кэри Грантом,

Я понимаю, что это дебилизм, но у меня давно не было уже такого прекрасного времяпрепровождения.

"Фанни и Александера", я видела уже несколько раз. И всегда я думаю:как сильнейшая эмоция и страсть воплощаются в чистоте и строгости..
"Предел контроля" - наслаждение от просмотра,. Я временно  не заморачиваюсь истолкованиями - они неинтересны, просто смотри и любуйся.
"Венди и Люси" - трогательная история об одиночестве, нереальная тем, что  сюжет отправляет нас в неореализм, а по внешнему виду напоминает  постсоветское кино - из того что я видела...  изображающее безнадежно угасающую провинцию.
"Большой Лебовски" - мой должок.  Я не видела этого фильма ни разу! Фильм потрясающий.
Фильм Хичкока все помнят - там, где Грант карабкается по барельефам президентов на горе Рашмор вместе с очаровател\ной блондинкой.

"Дело о жизни и смерти" меня очень впечатлило. Классика жанра, пропущенная в свое время...

Cюжет простой и вечный: действительно о жизни и смерти. Самолет британского летчика Питера Картера ,  (Дэйвид Найвен) сбивают  - перед самым концом войны, 2 мая 1945 года. Он умирает. Но из-за "халатности" в небесной канцелярии остается на земле. Дальнейший сюжет - позволит ли Высший Небесный Суд Питеру остаться в живых (тот мотивирует желание жить любовью к американке-радистке, говорившей с ним по радио перед гибелью). Или же подтвердит смертный приговор.
 


 

Для того, чтобы участвовать в суде, Питеру нужен адвокат - любой из всех умерших.
Все сведения Питер получает от своего "проводника 71". С ним же он обсуждает выбор адвоката.
В реальности переговоры с проводником 71 выражаются в галлюцинациях Питера, у которого развивается опухоль мозга. Hужна срочная операция. 

Проводник  (Мариус Горинг)- самый яркий образ фильма.

Маркиз-ангел-серафим - шут в в парике и камзоле -   занимающий законное место в коллекции аналогичных:

Джокер



Фрaнк-н-Фyртер




Вилли-Вoнкa,



Маска




Наш экземпляр выпущен в 1946 году, он прекрасно воспитан и говорит с чудовищным французским акцентом (тоже политика?)

Галлюцинации летчика преподнесены с такой ясностью, которой могут позавидовать всякие "говорящие с призраками"...Кадр останавливается, реальность становится декорацией, а живые персонажи - манекенами.
 Сцена разговора с проводником о выборе защитника необыкновенна по красоте. Бесконечный эскалатор - лестница в небо( название фильма в американском прокате)... По обеим сторонам лестницы - гигантские статуи знаменитых мыслителей, философов, общественных деятелей... Этакий подъем на Валгаллу, ассоциирующийся с советско-арийской гигантоманией.

 



Антипод проводника - друг, доктор Фрэнк (Роджер Ливси) , спасающий Питера и в действительности, и в галлюцинации. Поставив правильный диагноз, он настаивает на немедленной операции, которая спасает Питеру жизнь. Погибнув в аварии перед самой операцией в попытке ускорить приезд "Скорой помощи" и попав в мир мертвых, он получает право стать адвокатом летчика в суде.

Суд красиво оформлен постановочно, но идеологический крен разочаровывает. Цитаты из Вашингтона и Вальтера Скотта слегка напоминают сказку Андерсена о двух тряпках : датского и норвежского происхождения, каждая из которых хвастается доcтоинствами своей страны...
Крайне назидательно проповедуется тема британско-американского братства, не имеющая, на мой взгляд, отношения ни к сюжетной линии, ни к посылу.
Но узнав, что фильм был заказан Mинистерством информации специально в целях укрепления отношений между США и Британией - я сняла шляпу и все претензии.

Режиссеры фильма - классики мирового кино Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер, объединившиеся в 1942 году в продюсерскую компанию "Лучники" - "The Archers". О ключевом их влиянии на свое творчество говорят Скорсезе и Коппола.
В рейтинге ста лучших британских фильмов находятся пять их лент.
Пауэлл начинал работать с Хичкоком еще в 1928 году, как фотограф. Другом Хичкока он оставался всю жизнь. Kо времени встречи с Прессбургером уже был снят "Багдадский вор","Край света","Полночная вечеринка", "Девушка в толпе" и т.д.
А Прессбургер оказался успешным соавтором. И вместе оно создали "Kонтрабанду", "49-ю параллель","Черный нарцисс", "Красные башмачки", "Кентерберийские рассказы", "Сказки Гофмана".

Идея всеобщего братства в сцене суда иллюстрирована составом судей: в первой версии это предствители тех народов, которые пострадали от Великобритании, Во второй - депутаты от тех же народов, в качестве национальности указывающие "американец".

На самом деле, британец и венгерский еврей, снимающие американское кино -  лучшая иллюстрация дружбы народов!.



 

 

Tags: emerik pressburger, michael powell, кино, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments