semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

О венской опере

О Венской Опере

Я вернулась из Вены, но боюсь писать о ней. У меня явно не хватит знаний написать что-нибудь выдающееся. а писать, как еще сто миллионов - нет никакого смысла.
Об Опере, однако, я обязана .
Hаконец, рассеялся миф о том, что oдесский, черновицкий и венский оперные театры спроектированы одним и тем же архитектором. Нет,нет и нет.
Одесский красавец, послуживший Лувром на съемках "Трех мушкетеров" безумно красив снаружи.
Черновицкий - тоже неплох.
Оба они спроектированы конторой Хельмера / Фельнера.  Архитекторы жили и работали в Вене. Понастроили кучу театров в Вене: "Ан дер вин", "Концертхауз","Фолькстеатр" и т.д. В Праге - "Народно дивадло" .
Здание Оперы также проектировали двое, один из которых был так зашикан и заплеван, что повесился еще до открытия тетара. Это Эдуард ван дер Нюлль.

Второй - Сикард фон Сикардбург - умер через десять недель после самоубийства Нюлля от туберкулеза .
Говорят, что император Франц-Иосиф был так потрясен поворотом сюжета, что с тех пор о любом новом произведении искусства отзывался с похвалой, прибавляя: " Мне очень, очень понравилось".
 

Венская и будапештская Оперы очень похожи. были построены с разницей в десятилетие,  и разными архитекторами.; венгерский архитектор со смешной фамилией Ибль явно копировал венских коллег:

             
Но после бомбежки и в период послевоенной реставрации в Вене смело ступили в современность - наверное, зажмурив глаза,  - но ступили.
Так и надо!
Я почувствовала инстиктивно, что это - хорошо. Опера - это не только музей, по которому водят обзорные эксукрсии, Опера живет, и меломаны со всего мира приезжают, чтобы впечатлиться новыми постановками.
Об этом художественном прорыве пишет австрийский критик Гербардт Шмидт весной 1955 года в журнале " Колледж Арт Джурнал" :
 "Концепция "молодого" ( художника в Австрии ) интерпретируется в другом свете. Она описывает не столько возраст, сколько определенное отношение к искусству.Она проецируется на более, чем где бы то ни было, сильный контраст между сильной численно группой консерваторов и меньшей группк художников, чьи предстваители стали известными только с 1945 года, даже если к тому времени им было под пятьдесят!"
В 1955 году из разрушенного войной Императорского зала и Kурительной комнаты вылупился Мраморный зал - "комната отдыха", буфет, где богатые мужчины во фраках резервируют заранее столики на антракт. В течение которого они пьют белое вино или шампанское , закусывая тарталетками с семгой и черной икрой. Их спутницы в вечерних платьях с обнаженной спиной, слегка припушенной палантином - необычайно хороши!
Проектировали Мраморный зал Kaвeла и Проссингер, а стены инкрустированы разноцветными мраморными картинами Хайнца Лейнфельнера. Изображены на одной фреске сцены закулисья,

а на дверном проеме - музыкальные инструменты.
Я заволновалась, потому что эти инструменты видела не раз, в каком-то альбоме. Конечно, Пикассо..

.



Грис :


С другой стороны, вспомнились статуэтки Архипенко в родном Тель-авивском музее...


О Хайнце Лейнфельнере русский интернет молчит равнодушно.
Aнгло-немецкий тоже не особо распространяется.В основном, Лейнфельнер фигурирует как автор скульптур, котороые продают с аукционов.
Одна из его скульптур находится в Парке Скульптуры около Граца. Она напоминает уже не только Архипенко, но и Бранкуси.



Родился ХЛ в 1911 году в Австрии, в месте, которое сегодня относится к Словении и называется " Зидани Мост". Позже переехал в Грац, где учился искусству и художественным ремеслам с 1927 по 1930 годы.С 1932 по 1940 год учился в Aкадемии изящных изобразительных искусств Вены у Антона Новака и Иосефа Мюльнера. С 1946 по 1948 год работал с Фрицем Вотрубой и был его ассистентом с 1948 по 1952 гид. В 1959 году - лектор по предмету "керамическая пластика" , а в 1972 году - профессор Венской академии искусств.Пластические работы основаны на кубистически-конструктивистских принципах Фрица Вотрубы .
В 1954 году ХЛ был участником Венецианского Биеналле.





Как одинаково они мыслили, эта "молодежь"!
Отбросив экспресcионизм Штиле, и пятна Кандинского,и кружевную сецессию Климта,  они углами и линиями прорисовали меняющуюся и постоянную сущность человека - и инструмента, человека - и дерева, человека - и горы...

О самой опере скажу так: катарсис есть!
Если б я, двадцатилетняя, разговаривала бы с собой сегодняшней, то растерзала бы на части от зависти.
Такого наслаждения я давно не получала. Я была на "Женитьбе Фигаро".

Премьера состоялась около месяца назад. Постановка - Жaн-Луи Мартиноти, повторящая его же парижскую постановку десятилетней давности. Поскольку - свежачок, то мне интересно было почитать рецензии.
На английском я нашла только одну: из газеты "The China Post"!
Рееназия довольно кислая, что меня позабавило.
Претензии к режиссеру и художнику - "раздражающий набор бессюжетных картин, больших и маленьких, поднимаемый и опускаемых при смене сцен.Эта статичная сцена означает, что помимо костюмов той эпохи этим вечером мы наблюдаем концертное исполнение. "

Я вспомнила свой разговор с московской подругой. Она преподает - неважно, что и где, - неважно кому - уважаемым людям. Я спрашиваю, как ей преподается.Она отвечает:
  -Они неглупые, все с хорошими дипломами, но мне приходится очень аккуратно подбирать слова. У них отсутствует ассоциативное мышление.
Вот то же я подумала об авторе рецензии.
Вена наполнена всякой всячиной в стиле барокко и псевдо-барокко, рококо и кич-рококо, нео-реннесанс и пердо-ренессанс...Она освещена золотом и мрамором. Нигде , никогда я не видала столько попыток воплотить облака (создающие стойкое желание поесть взбитых сливок) в камне!
Венский Моцарт весь запутался и погряз в марципанах, драже, фонтанах, ликерах, салфеточках и игральных картах.
Если бы рюши, оборочки и фестоны были бы на сцене Wien Staatsoper, клянусь, я бы вырвала! это был бы концерт, продаваемый туристам: моцарт/штраус -плюс -бокал вина.
Нет, все было, как надо. И оркестр - за исключением одного ма-а-аленького кикса валторн - был потрясающий, живой,динамичный. Дирижер - Франц Вельзер-Мёст ( он же с прошлого года музыкальный руководитель Венской Оперы) - держал темп в поступательном движении, не располазаясь на речитативах.


Оформление минималистичное и очень функциональное. По цветовой гамме оно мне наполнило скорее голландскую живопись, с чистыми и простыми цветами.






 
Люди!  Натюрморты вполне заменяют муляжи !
А картины с букетами цветов из полупрозрачного материала в последнем акте великолепно позволяют наблюдать за спрятавшимися персонажами интриги.
Великолепные певцы, - млеешь и млеешь. Ансамблевая техника, которой всегда не хватало в операх Большого. Керубино в исполнении Изабеллы Леонард,


 Графиня - Доротея Решман  - и граф Альмавива -Эрвин Шротт - записной мачо:







Кроме всего, было смешно! Ни минуты не стояли актеры во время речитатитов. Пантомима, пение в согнутом и лежачем положении - как это радует после многолетнего холода Большого, который был тaк скучен! Борис Покровский, которого и выжили оттуда в свое время за попытли заставить певцов играть, был бы рад.
Керубино поет из корзины, Альмавива, припевая "Какие изящые пальчики", зубами стягивает чулок с ноги Лжеcюзанны и впивается ей в пятку.Фигаро - парикмахер есть парикмахер - грубо лапает свою невесту.
Потрясающее впечатление оставила сцена из финального акта: Графиня и Сюзанна меняются платьями.
Сюзанна поет арию "Приди, мой милый друг" - и поет ее она тембром Графини!  Сюзанна поет арию из-за полупрозрачной декорации, а Графиня, перодетая в ее платье, стоит в центре и открывает рот. Таким образом Фигаро слышит голос своей жены и видит ее двойника.








Боюсь, мой цинизм дал трещину. Моцарт рулит, братцы!!!!



 

 


Tags: Моцарт, Музыка, музыка, творческие личности, яркие личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments