semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

И.П.Попов. Окончание

Пишу я нерегулярно, и многие темы остаются недописанными.

Игорь Павлович Попов - сегодня хочу завершить свой рассказ.
Начало в :
 http://humorable.livejournal.com/39194.html
http://humorable.livejournal.com/39979.html
http://humorable.livejournal.com/40827.html
http://humorable.livejournal.com/42593.html
http://humorable.livejournal.com/45463.html


Яркие моменты, особенно важные для меня - без хронологии.




  

                                                                                   *********************

Как я уже говорила, любое его суждение намертво цеплялось памятью, и до сих пор я иногда страдаю от этого...
Особенно это касалось того, что много лет стыдливо называли "легкой музыкой".
ИП был страшный "пурист". Остановился  на "Порги и Бесс". И хотя он рассказывал с восторгом о том, как в Питер приезжали американцы с гастролью, и какой красавицей была Бесс ( мулатка....задумчиво сказал он...нет, скорее, квартеронка), тут же на следующий день излагал другое:
-Я поставил Павлику ( младшему сыну) утром "Порги и Бесс". Он слушал-слушал, а потом спрашивает:
-Папа, а почему ты не поставил настоящую музыку?
Тут ИП восторженно сиял черными глазками: как ребенок чувствует, что - да, а что- нет...
 
                                                                              ******************************

Когда по ТВ показывали "Семнадцать мнгновений весны", я влюбилась в песню "Я прошу...."
И думала, что поет ее сам Штирлиц-Тихонов , и очень жалела его: "А память... покрыта... такими большими снегами..."





ИП , услышав, как я ее подбираю, презрительно усмехнулся и наиграл прелюдию Баха, с настолько похожей начальной секвенцией, что я ахнула.
Он должен был бы мне объяснить о другом: о законах эмоционального воздействия определенных гармонических , мелодических и  ритмических сочетаний. О музыкальном языке...
Плагиат - вообще дело тонкое, а уж в случае Таривердиева просто безотносительно...
Ведь Ф. Лэй   в "Истории любви" использовал тот же прием: нисходящую секвенцию малых секст...
Это закон. которых работает всегда.
Но Таривердиев упал в тот момент на долгие годы, и я презрительно фыркала, когда по телевизору показывали его умное длинное лицо... 


                                                                                             **********************


А уж совсем гневно прошла моя попытка исполнить "Все могут короли" в общеcтве других учеников.Я не только согрешила, а еще и норовила увлечь!!!!!

-Что же тебе нравится в этой песне? - (как всегда, не повышая голос, ровным тоном)
-Она интересная.
-Что же в ней интересного? Музыка? Стихи?
Он заставил меня проанализировать все составляющие, признать их убожество и выбросить.

-И более того, теперь я понимаю, откуда небрежность в игре, и поднятое плечи. Это оттого, что ты играла СТОЯ!
( прямо-таки :"
Гоп-стоп, Зоя!
Кому давала стоя?
В чулочках, что тебе я подарил.")

Честно заявляю: никогда с тех пор я не играла, стоя!
Но: ИП ничего мне не сказал о феномене исполнителя.Он, правда, нехотя, заметил, что Пугачева отличается от всего остального на советской эстраде.Но должен был объяснить, что интерпретация может создать/убить произведение. 


                                                                                     ****************

Помню, как придя на урок, я застала ИП мрачнее тучи. Он без слов протянул мне газету, в которй скромно в уголку чернелось заявление СССР о лишении Ростроповича и Вишневской советского гражданства.
-Как им не стыдно? - стенал ИП - Kого они лишили нас?
Tут он загнул, поскольку я мала была для таких сентенций. Лишение , однако, имело для меня самые непредказуемые последствия: маму, как заведующую детским эстетическим воспитанием, принудили все пластинки, где что-либо исполнялось Ростроповичем или Вишневской - списать. Соответственно, пополнилась домашняя фонотека. Так же у меня появились записи Кондрашина, Баршая - хорошие, редкие диски. 

                                                                                     ******************

ИП заставил родителей выписать мне первый в жизни журнал на английском языке под названием "Mala Mozaika", а потом и "Mozaika". Это был польский журнал, дайджест, перепечатывающий статьи из английских журналов. Статьи были на редкость нейтральные, малоинтересные...Но я читала и наслаждалась тем, что я понимаю, и словарь не нужен!И что я могу на ходу, устно перевести родителям о феромонах или гориллах...
Обсуждая проблемы перевода, ИП познакомил меня с долголюбимым жанром лимерика .
"Улыбаясь. три смелые леди..."
"There was a young lady of Niger "
- на этом примере в течение нескольких минут он познакомил меня с тем, что называется  "психолингвистикой".


                                                                                   *******************



Именно ИП достал мне билет на концерт Рихтера в тот единственный на моей памяти раз, когда он был на гастролях в Кишиневе. ИП позвонил из автомата за полчаса до концерта и крикнул глухо :приезжай немедленно! я побежала, путаясь в шубе, мнe было лет одиннадцать, наверное. Долго ехала на троллейбусе, долго искала ИП в толпе у входа и не могла найти, и обежала по периметру весь дворец, и нашла его. И все взмокшая и растрепанная, взобралась на балкон.
И помню, как Рихтер начал концерт с первой сонаты Бетховена. Это, знаете, такие моменты, когда веришь, что cчастье - это сейчас. Все осущеcтвилось, остается ничего не делать, и лишь бряцать арфой. 


                                                                                ********************

Я уже писала, что ИП был играющий пианист.И любой свободный момент он использовал для занятий.
Hа самом деле, концертное исполнение его я помню только раз: он сыграл "Фантазию "Шуберта" фа минор для ф-но в четыре руки. Играл он на вечере памяти Шуберта, в дуэте со Cветланой Сергеевной Соболевой. Светлана Сергеевна была молоденькой и очень хорошенькой преподавательницей. Я им переворачивала ноты и видела, как они одновременно дышат: ИП - нахмурясь, СС - побледнев.
Уже в консе я сыграла эту "Фантазию" с подругой Эльвирой, и это одно из самых приятных воспоминаний моей молодости...

Ах, какую запись я нашла: Рихтер и Бриттен, 1965 год!

 


                                                                                                 ********************



Семилетку я закончила в 1979 году. Перейдя в школу для "особо одаренных", я перешла в другой лагерь...Преподаватели, может, не знали и половины того, что знал ИП, но они поставляли кадры для консерваторий, (некоторые и преподавали параллельно в консе, т.е. готовили кадры для себя), включая Москву и Ленинград, они были тренерами: жесткими, даже расчетливыми. Были интриги, сплетни, шушуканья - как всегда, когда существует конкурс...
ИП остался далеким маяком, неформатом. хотя постепенно его имя звучало все громче.
Потихоньку моя семилетка стала "Школой искусств"...Прибавился театр... ИП соединил его с музыкой. Все ходили за ним, открыв рот. Появились настоящие частные ученики, взрослые студенты, желающие играть лучше всех...Они и платили по-настоящему, не по-детски...
Исчез рваный свитер, и по-моему, даже "Беломор".Появились снисходительные нотки в голосе.
Встречались мы редко, и я с каждым разом больше спорила, правда, ИП не давил, а наоборот, был очень доволен моей смелостью...
Последняя встреча наша с ним перед отъездом состоялась в библиотеке, где я часто сидела и слушала музыку: вроде, как к экзаменам готовишься, а как приятно!
И вот, как в сказках Гофмана, я сижу одна. - в наушниках и тени, хотя за окном май...Глаза закрываются, и вдруг я вижу радостное лицо.
Игорь Павлович расстроган:
- a.... все эти идиоты шатаются по улицам, не зная, чем себя занять. Светлый мой человечек!

Мне неловко, поскольку по вечерам я тоже шатаюсь по улицам, правда, зная, чем себя занять, только пока не найдя его... 

                                                                                        ******************


Уехав, я переписывалась с ИП немножко. Его сын, когда-то влюбленный в меня,был отобран в военные переводчики, в первую очередь благодаря английскому на уровне родного языка.
Конечно, собираясь замуж в первый раз , я привезла своего жениха знакомиться с ИП.
Жених был очень талантливым композитором, пианистом, очень ярким и красивым человеком, и мне не терпелось похвастаться.
ИП принял нас в красивой гостиной, хорошо и по-новому меблированной, упомянул о своих связях в музыкальных издательствах и посоветовал обратиться к редакторам от его имени...Мы выпили по чашечке кофЭ.

Выйдя на улицу, мой жених сказал, смеясь:
-Ну и сноб! 

                                                                                            *********************

В конце 80-хх, когда начались поездки за рубеж, открытия совместных предприятий, массовые переселния в Канаду и США, ИП забросил музыку. Он давал уроки английского, и у него не было отбоя от учеников.Наверно, и язык он преподавал талантливо...

А я вспоминаю, как он одним прыжком вскакивал на сцену, как придумывал слова для мелодий и как рассказывал о Шумане:
"Как пишут сегодня критические статьи? По схеме :да-но-да.
- Да, оркестр играл хорошо.
-Но - были такие-то недочеты.
-Да, в целом все-таки неплохо.
А уман придумал персонажей для своих статей: восторженного, бурного Флорестана, мягкого кроткого Эвсебия и маэстро Раро, уравновешивающее начало.
В рецензии о вариациях Шопена на тему "Дон-Жуана" Моцарта Флорестан врывается и кричит

"Шапки долой, господа - перед вами - гений!"




 


Tags: Бенджамен Бриттен, Попов, Роберт Шуман, Святослав Рихтер, Франц Шуберт, Фридерик Шопен Самуил Маршак, дружба, лимерик, музыка, творческие личности, яркие личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments