semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Musica Mundana

О Хаакмане я прочитала у kurtvainer  . O его книге "По ту сторону зеркала".
Пронеслось "Мое!!!!!" , в результате заказала по "Озону" и получила книгу, изданную тиражом 2000 экземпляров.И теперь ее читаю и, закрывая, целую иногда, - не как святыню, а от восторга.
Хочу сразу пояснить, что к науке отношусь с мистико-романтическим пиететом.
Это означает, что будучи классическим гуманитарием,я испытываю страсть к математическим законам. Теоремы повергают меня в экстаз, золотое сечение и другие эффекты отношений вызывают мурашки...Цикличность приводит к слезам умиления.
Помню, как во время первой беременности осенило: меcячный цикл женщины - 7*4=28 дней, а беременность протекает 7*40=280 дней!
Как красиво!
И помню, как позвонила своей подруге и, захлебываясь, рассказала о своем открытии. Она мягко заметила, что гормональные изменения во время беременности сильно влияют на мозг.

 

Парадокс в том, что в силу безграмотности я не могу анализировать то, что мне так нравится.
Пробовала я подойти к числовым законам и мировой гармонии со стороны музыки, начиная с древнегреческой эстетики и Пифагора, a потом к Кеплеру, рагам и Марвину Минскому.

Мне казалось также, что с появлением компьютера и множественных попыток формализовать музыкальный язык лингвистически у мировой гармонии есть новый шанс быть описанной. Даже появление в музыкальной науке новых людей: не сидящих в библиотеках, а напряженно смотрящих на рулоны компьютерных распечаток, я расценивала как новую эру.

И кто бы очень заинтересовался этим процессом - Атанасиус Кирхер, загадочная и генильная личность. о котором я узнала из книги Хаакмана.
Вот в таком духе:


( c. 145)
(здесь и далее цитаты по книге А. Хаакмана "По ту сторону зеркала. Кино и вымысел", Спб., 2006)


Захотелось , конечно, поискать всякие подробные источники и написать.Оказалось, что тот же kurtvainer  написал прекрасную статью о нем. Очень советую прочитать прямо сейчас:"Атанасиус Кирхер и его навязчивая идея"



Я бы и оставила затею, но все время " напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний".

Вот в музее часов Вены ( честно говоря, даже хранители Музея- и те имеют подозрительный кунсткамерный вид рыцарей знания и тайных языков ) я увидала произведение такого же "одержимого " идеями единой науки: астрономические часы монаха-августинца  Давида Рутчмана - или брата Давида а Санто Каэтано,

 
сделанные в 1769 году и рассчитывающие гороскоп на 10 000 лет. Часы с пятью стрелками ( от секунд до лет), четыремя разделами ( годичные циклы: три обычных и один високосный), двенаддатью кругами Зодиака ( они как-то сообщаются и с днями недели, но тут я уже - пас!)И дальше, до лунного света и времен года у дракона на хвосте сверху строит Каэтано единую модель времени...




И тут же вспоминается SPECULA MILITENSIS  Кирхнера, один из его чудо-механизмов:
"...цилиндрический агрегат с пластинами,смонтированными одна над другой; вращая их, мальтийский рыцарь мог высчитать разные ответы из физики,геометрии, астрономии, летоисчисления, медицины и даже каббалы..."(с.139)

Где еcть поиск "универсальной доктрины", там существует тайна и поиски ее разгадки: об этом знают и Борхес, и Эко...Интрига обостряется и усиливается вместе с новыни и новыми познаниями....И тогда возникает искус мистификации: иногда с примесью иронии, иногда иногда - достоверности, а иногда случаются совсем неожиданные трагедии, как , например, в "Маятнике Фуко" и "Пятом имени бога". 

O забавной мистификации прочитала на днях у  bratkin: ирландский профессор Джеймс Босуэлл издает труд, доказывающий, что ирландцы ведут свое происхождение от древних египтян.И немалое количество восприняло эту книгу всерьез...
Но вот что интересно: современные ирландцы утверждают, что таки да, были эти связи!


А примерно за сто лет до этого Кирхер исследует китайские артефакты:
 
 
                                                                     *****************

Конечно,самым интересным для меня является сочинение Кирхера "Musurgia universalis".
Чудо-машины, анатомия, рассказы об инструментах... А вот  картина мироустройства... На фронтисписе первого тома , гравюра  Барониуса Pимского по рисунку Дж.П. Шора :




"Треугольник вверху - символ святой Троицы и освещает лучами всю верхнюю часть картины. Кирхер придерживался средневековой идеи о том, что музыка отражает математические сущности и пропорции в соответвии с Творением, так что Троица - не только символ, но также догма, Под Троицей мы видим девять четырехголосных ангельских хоров  , поющих 36-частный канон Романо Микели...."Свят, свят, свят"...

Серединная секция занята глобусом, на котором сидит Музыка, с лирой Аполлона в руках и флейтой Пана...Глобус опоясан Зодиаком.
Музыка держит также ленту с началом заглавия сочинения Кирхера...и посвящение австрийскому эрцгерцогу...Другие символы этого раздела включают русалок, танцующих на берегу, пастушка, скушающего эхо и ...Пегаса.

Нижняя чать картины изображает кузнецов в пещере: звук кузнечного молота привел Пифагора к важным заключениям о натуре звуковысотности, и он это подтверждает, указывая на кузнецов рукой. В другой руке Пифагор держит иллюстрацию к теореме треугольников, таким образом соотносясь с треугольником наверху.Муза в правом нижнем углу, очевидно, Полигимния - в стандартной позе, окруженная различными музыкальными инструментами."


Картина достаточно типична, но опять же именно она мне вспомнилась в MozartHaus в той же Вене. На стенде, посвященном отношениям композитора с франкмасонами, висит вот это:




Треугольная люстра над головой композитора - тот самый материлизовавшийся символ божественности


Помимо оригинальности и загадочности сюжета есть и другие особенные черты у труда Кирхнера.
Например, его пытались перевести только раз.Написана работа на латыни, с "отклонениями" в древнегреческий и иврит.
Hекоторые из приведенных в книге партитур не фигурируют больше нигде, несмотря на известность авторов.Тут я уже открыто улыбнулась, поскольку для автора музыкальной машины, работающей по принципу комбинаторики (столь популярном в 20-м веке) и обладающему знаниями законов музыкального языка, - ничего не стоит "изобразить" стили известных в его время композиторов!

                                                                            **********

Как-то, идя по улице, я издали увидела географическую карту, висящую на запертой железной складской двери.
Чего тут карта делает? - удивилась...
Подойдя вплотную, поняла, что это никакая не карта, а просто листок бумаги, намертво прилепленный к двери. Дожди, пыль и солнце стерли текст.Клей высох, бумага растрескалась.Но потрескавшись, она распалась на куски суши, каналы, острова и хребты...
Она превратилась в зрительное подобие того, что мы видим с самолета: земную поверхность,подправленную сооружениями человека.

Бумажка и земная поверхность, капля воды и людское поселение, сталактит и творение Гауди, простые числа и прекраcные сочетания звуков - все это взаимосвязано, все это дышит одновременно и гармонично.

"Все живое  вылеплено
из  одной  глины:  мы,  обитатели  джунглей,  и  вы,  живущие в
городах. И не только все мы, камни под ногами, реки, деревья  и
звезды  --  все, все сделано из одной материи. И все движется к
одному концу. Не забывайте этого даже тогда, когда обо  мне  не
останется и воспоминания.
   --  Как это дерево может быть камнем? И я совсем не похож на
птицу. А Джейн -- на тигра, -- изумился Майкл.
   -- Вы так думаете? --  прошипел  Очковый  Змей.  --  Ну  так
смотрите! -- И он кивнул головой в сторону хоровода.
   Птицы  и  звери  кружились  все  ближе к Мэри Поппинс, а она
стояла в центре, тихонько покачиваясь. Звери и птицы тоже стали
качаться, как маятник часов. И деревья, казалось, кланяются.  И
даже Луна колыхалась в небе, словно корабль на волнах.
   --  Птицы  и  звери, камни и звезды -- мы все одно, одно, --
шипел  Змей,  раскачиваясь  между  детьми,   и   воротник   его
потихоньку опадал. -- Дети и змеи, звезды и камни -- одно..."


 



 

 

Tags: Антон Хаакман, Атаназиус Кирхер, Вена творческие личности, Давид Каэтано, Моцарт, Музыка, Пифагор, Яркие личности, любимые книги, масоны, часы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments