semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Она цвела — поэтому и пала..." часть первая

Несколько месяцев назад я наугад начала читать Генриха фон Клейста - новеллу под названием "Маркиза д'О". Упала в обморок, начала читать дальше..., новеллу "Михаель Колхаaс".  Упала еще  сильней, начала читать биографию. Вообще потеряла дар речи.
Узнала, что в прошлом году в Каннах   претендент на сто тысяч призов - как раз по "Коллхасу" и снят.

Решила во что бы то ни стало излить свои ценные впечатления на бумаге, но не тут-то то было...
Буквально по Аверченко, "все заверте..."

Я уж махнула было рукой на свои обмороки - ладно, и не такое хоронили - но все же  решила посмотреть, может, сохранилось чего?

И нашла эссе Томаса Манна об этом несчастном диком явлении, по сравнению с которым и Юный Вертер - веселый холерик...

И порадовалась, тому, что мои интуитивные выводы во многом совпадают с теми, что Томас Манн сделал, опираясь на вселенское знание немецкой литературы и драматургии.


А потом я прочла, наконец, то, что затыкает рты всем его критикам - пьесу "Пентесилея". И поняв вдруг, что эта декадентская, экстатическая, безумная вещь написана в 1807 году, упала в обморок с тем, чтобы уже больше не приходить в себя никогда ( В. Ерофеев).

И я аж подвываю, так мне хочется поделиться, излить свои эмоции!




Сюжеты:


Знатная вдова падает в обморок во время захвата рycскими солдатами ее замка( война с Наполеоном). Ее спасает некий русский же вельможа. Через некоторое время она оказявется беременной, совершенно не понимая, как говорится, откуда. Выясняется, что вельможа-спаситель воспользовался маркизиным обмороком и ею овладел. Хочу отметить, что он представлен положительным, а непонятки все происходят от его застенчивости.(Маркиза д'О)

Двое молодых людей вне брака и против воли родителей сошлись и родили ребенка. За это его приговаривают к повешению, а ее - к вечному заточению в монастыре. Случившееся землетрясение освобождает их. Молорые люди в восторге решают пойти помолиться на пышную службу в цeнтральном соборе - поблагодарить Всевышнего. В толпе их узнают и линчуют, включая ребенка.("3емлетрясение в чили")

Добропорядочный и зажиточный лошадиный барышник, семейный человек и уважаемый народом гражданин терпит обман и издевательства со стороны нового сюзерена. Пытаясь добиться правосудия, он вначале идет всеми законными путями, но видя, что удовлетворения он не получит, организует восстание, крестьянскую войну и добивается того, что его обидчика жестоко наказывают. Сам герой добровольно сдается, получив желаемое и его казнят.("Михаэль Кольхаас")

Предводительница амазонок, царица Пентесилея влюбляется в Ахилла. Кодекс не позволяет ей просто подмигнуть, и потому все их бабское войско мочит троян и греков заодно...После разный объяснений Ахилл думает, что всё улажено, и поддается ей в поединке. Пентесилея же охвачена уже безумием -  Ахилла убивает и натравлиавет псов на его тело, присоединяясь к их атаке. Придя в себя, она, конечно, самоубивается.( "Пентесилея")

Некая дама обвинена в прелюбодействе. В ответ на это обвинение она умоляет своего друга вызвать обидчика на поединок - которых, по верованиям того времени, докажет, кто прав, а кто виноват...Во время поединка друг получает смертельную рану, и теперь все уверены, что дама-таки да, виновна. Однако, по прошествии некоторого времени смертельно раненый медленно, но верно идет на поправку, а обидчик заживо сгнивает от инфекции, попавшей в кровь через маланькую царапину, полученную во время оного поединка.("Поединок")

Деревенский судья, неудачливый ловелас и комическая нелепая фигура, ведет суд в присутствии инспекторa, где сам же и выходит виновником, лишаясь в итоге должности...("Разбитый кувшин")

Негры Порт-о-Пренса мстят белым обидчикам и убивают, заманивая женской красотой мулатки Тони. Тони влюбляется в одну из будущих жертв и умирает, как в индийском фильме. Ее возлюбленный-убийца также кончает с собой.("Обручение на Сан-Доминго")



Биография


Жил себе  мальчик : заика, нервный, в одиннадцатилетнем возрасте потерявший отца.

"В пятнадцать лет нежного и чувствительного мальчика отдают, как полагается, в потсдамский гвардейский полк, где, как тоже полагается, рядовых бьют, а офицеры - неграмотные забулдыги. В чине прапорщика он попадает в Рейнскую армию, участвует в осаде Майнца и в двух настоящих сражениях. "Пусть небо пошлет нам мир, чтобы гуманными деяниями искупить нынешние бесчеловечные убийства!" - пишет он."



Натура художника всегда потрясается более других жестокостями и часто озадачивается: как с этим жить, как забыть?
Реалистичность жестокиех сцен в произведениях Клейста - его солдатский опыт.


Как бы то ни было, в возрасте 21 года он увольняется из армии,  пытается учиться: математике, языку, игре на кларнете, физике, юстиции, экономике...
Пытается влюбиться, жениться...Меняет страны и города...

Ничего из выше перечисленного не увенчивается успехом. .
Наоборот, литературное знакомство с Кантом - и отчаяние по поводу непознаваемости мира - толкает его  к депрессии, к нежеланию продолжать жизнь.

A параллельно с разочарованиями и метаниями Клейст пишет непрерывно, интенсивно, вдохновенно...
Томас Манн пишет:

"За такой скупой срок он швыряет - но "швыряет", пожалуй, неподходящее слово, ибо работа его тяжела и трудна, она идет с постоянными вычеркиваниями и переделками, и все же это подходящее слово, ибо все, что он делает, полно предельной, пугающей стремительности, - за такую, стало быть, короткую жизнь, к тому же еще с задержками из-за долгого незнания самого себя, непонимания, что он призван быть писателем и только писателем, он скоропалительно создает собрание произведений, изумляющее просто даже количеством..."

Поразительно то, что литерaтурное творчество его, осущеsтвляемое параллельно, настолько яростно, эмоционально и отчаянно!
Среди друзей Клейста - известнейшие романтики: Тик, Брентано, Арним.
Среди врагов - сам Гете, ненавидящий его, брезгающий и планомерно уничтожающий...

"При всем желании искреннего участия у меня этот автор всегда вызывает ужас и отвращение, как прекрасное по замыслу природы тело, если оно поражено неизлечимой болезнью".

Особенно иронично для меня то, что Клейст - тот самый реальный Вертер, которому нет счастья на земле.

Личность, сознающая творческую силу - и одновременно тотальную невозможность ее реального приложения - горькая романтическая фигура.

"Колеблющееся между смирением и ненавистью отношение к Гёте, гложущая злость на его славу, судорожное стремление отнять у него венец, личный даже конфликт с завершителем любых начинаний, который не замечает его, знать о нем не желает, очень сильно отравили жизнь Клейста. Совсем нелепой, однако, его неистовая мечта столкнуть Гёте с престола все-таки не была. В Османштедте он, обычно робкий и замкнутый, рассказал Виланду, который сумел развязать ему язык, замысел "Гискара", прочел ему наизусть какие-то части драмы. Старый знаток очарован. Он заявляет: вот сила, которой суждено заполнить тот большой пробел в драматической литературе Германии, что остался даже после Гёте и Шиллера. Вослед уехавшему Клейсту он посылает письмо: "Нет ничего невозможного для гения священной Музы, вдохновляющей Вас. Вы должны дописать своего "Гискара", даже если на Вас обрушится весь Кавказ и весь Атлас…" Удивительно ли, что волны клейстовской самоуверенности вздымаются ввысь - на миг? Ведь потом - безумный поступок! - он сжигает рукопись, правда оставив несожженной небольшую часть материала, по которой впоследствии восстановит хотя бы фрагмент
Ирония этого суждения состоит в том, что Клейст прямо-таки просится к Гете на страницы..."




Мир, враждебный Вертеру, холоден и непознаваем для Клейста.

С определенного возраста мысли о самоубийстве становятся для него лейтмотивом.
По какому-то капризу, однако, Клейст ищет сообщника, компаньона для соверехения ухода. И периодически обращается к разным друзьям с вопросом: не хочется ли им также уйти.
Ему несказанно повезло в конце концов: он нашел особу, радостно и пылко согласившуюся покинуть сей мир за компанию с ним.
Да, это была женщина, дама по имени Генриетта Фогель.


Бунинско-купринский сюжет? декадентка эпихи "арт-деко"? морфинистка, глаза, обведенные черным?


Нет, замужняя дама, не особенно счастливая в браке. Потеряла троих детей, но в живых осталась дочь. Она утверждала, что неизлечимо больна. Со временем исследователи выяснили, что это утверждение не бесспорно.  Генриха и  Генриетту свяывала лишь дружба ( "сильнее страсти, больше , чем любовь!"), хотя их иногда ошибочно называют парой влюбленных.

Вдвоем они сняли две комнаты в гостинице, разделенные дверью. Каждый у себя писал что-то в течение ночи. Клейст выпил несколько бутылок красного, Фогель - кофе с ромом.
Утром, весело болтая и улыбаясь, они пошли прогуляться на берег озера, где швыряли камешки в воду...Клейст вначале застрелил  даму, а потом и себя.




В большинстве сюжетов Клейста  исход печален, а влюбленные умирают вместе насильственной смертью.
Но в случае Генриха и Генриетты(  Азиз и Азиза) не было любви, страсти, обманов и угроз.
Двое несчастливых депрессантов, чьи вкусы совпали. А весь они могли бы также увлеченно заниматься утренним бегом, или путешествовать, или играть в ролевые игры.


Не меня одну эта история потрясла.

Психологи исследуют это самоубийство до сих пор,  художники рисуют картинки в стиле "аниме" и снимают документальные фильмы.

Писательница  Таня Лангер даже написала повесть о последних сутках жизни Клейста...
По либретто Тани немцкий композитор Руббеpт написал оперу "Клейст", которая была поставлена в Берлине в 2011 году - к 200-летию со дня его смерти...

                                                                             





Tags: heinrich von kleist, литература кино, музыка, сделайте мне красиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments