semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"To the arts of peace..."








О Шветцингене я писала после прошлогоднего посещения. Тогда мы были на вечернем спектакле, погода стояла промозглая - мряка, как говорила бабушка.
Поэтому мы быстренько чего-то поглядели по дороге, ничего не увидели -  кроме черных страшных деревьев в мистическом тумане и побежали в театр.
В этот раз я специально выбрала билеты на дневное представление.
И подруга Эля нам устроила экскурсию по замковому парку. Моему мужу она поручила носить скрипку, и он остался доволен, сказав, что боль в спине прошла.




 Kак специально: дождь, неуверенно прогнозируемый с утра, так и не пошел, и ветер тоже отменили.
Поэтому перед спектаклем мы провели несколько прекрасных часов в парке, который - несмотря на грустные ящики со статуями и обнаженные тихие  фонтаны, производит очень сильное впечатление.


Вспомнилось единственное, что я знаю из Верлена благодаря Тухманову:
"Я шел, печаль свою сопровождая"




О парке написано не так много, особенно на русском языке. В любом случае, пересказывать информацию я не люблю, могу только порекомендовать.


Нам главное - это дитя воображения хозяина, Карла IV Теодора, курфюрста Пфальца, а затем и всей Баварии.
Проживавшего в Мангейме, но сочинившего   романтический летний уголок для отдохновения в Шветцингене.


Я написала этот текст, а потом решила все-таки почитать про курфюрста - полуосознанное любопытство чего-то шептало: не мог такую вещь пожелать кто попало.


Конечно!


Карл Четвертый не был особенно уважаем за свои государственные достижения,
"Будучи по натуре умным, он так и не научился управлять собой; всегда им манипулировали министры, или отец , или супруга. Это помыкание усилило его природную слабость и апатию до такой степени, что долгое время у него не было собственного мнения, кроме навязанного ему окружающими. Пустота, которую лень оставила в его душе, заполнилась развлечениями, охотой и музыкой, а также   тайными [любовными]  связями, для которых у его высочества во все времена было особое пристрастие."


Но зато благодаря ему Мангейм занял свое место в истории музыки, как предтеча венской классики, в Шветцингене построили театр, куда приманили лучших итальянских авторов, и тaм же выступал малыш Моцарт. И именно Карл Четвертый заказал уже выросшему Моцарту его первую оперу - "Идоменео".
Помимо этого, собрание картин курфюрста составило весомую часть старой Пинакотеки, в Мангейме же был учрежден первый драматический театр с постановками на немецком языке, и в нем же впервые были поставлены "Разбойники".
И, наконец - то, что подводит нас непосредственно к теме : конструкция замка и парка в Шветцингене.



Проектировал весь комплекс Николя де Пигаж.
О нем больше пишут, как о строителе замка Бенрат в Дюссельдорфе, но похоронен он-таки в Шветцингене.

И именно тут, в этом парке я поняла разницу  в мировоззрении эстета-романтика и эстета-до-романтика .
И тот, и другой ищут идеал.
Но если для романтика он недостижим - для того, чтобы его достичь, жаждущий должен перенестись в другую страну, другое время и другую судьбу - то для милого обеспеченного дворянина все это выполнимо.
Он населяет свои владениями кусочками других миров: гротами, храмами, статуями и райскими садами.
Очень многого мы не видели - не только спрятанных скульптур, запертых домиков и цветущих вишен. Мы, как оказалось, не обошли и половины парка.
Вот, я не солгала:
храм Aполлона. солнца сияют в любую погоду



храм Aртемиды

охотничьи угодья



храм Ботаники
римские развалины



Они тоже искусственные, как Венеция в Лас-Вегасе.

Больше всего меня поразила мечеть - отюда она взялась, зачем?
Несмотря на обширную площадь, которую она занимает - это целый комплекс, с садом - внутреннее пространство сoвсем не велико.
Потолок традиционно расписан разными сурами - верхняя часть по-арабски, а строчкой ниже - перевод на немецкий. Такая готическая вязь.

Но факты поразили меня еще больше:
этo первая мечеть на территории Германии и Европы.
В ней никто никогда не молился. Она спроектирована, как нежное воплощение тысячи и одной ночи - по заказу владельца.
В ней никогда не молились и не совершали религиозные обряды.
Как называется цвет - я сказать не могу, но он нежно рдеет - так бы я сказала - на фоне свежей зелени.
А когда я увидела весенние фотографии - цветение вишни - то ахнула.

И - "конец времени".
У  Льюиса в одной из частей "Нарнии" описан конец света.
Авторы проeкта конца 18-го века представили длинный коридор, где в летний сезон по обе стороны сидят экзотические птицы в роскошных клетках.



А в конце - тот самый Свет, который нам обещают, если мы будем хорошо себя вести.


Я думала, это витраж какой-то - с другой стороны мы не обходили: грязновато.
А вот теперь на чужих летних  фотографиях я увидала, в чем задумка.
Птицы оказались фонтанчиками, полуразрушенное здание, до которого мы, замерзнув, не дошли - римской постройкой, мостик - китайской.

В оранжерее, оказывается, спрятаны разные животные.

А в купальном домике, спроектированном в стиле итальянской виллы, о котором было сказано, что там жила курфюрстова любовница, и куда мы пялились сквозь запертые ставни - действительно, все создано для любви.




Тут время упомянуть, что у Карла Теодора было семь незаконорожденных детей, Все они были признаны, снабжены титулами.
Вот дама, что на картине, например, родила ему четверых детей в течение трех лет!



Храм Меркурия я видела скволь черные ветки строительных лесов , оленей спрятали. Но лебеди, павлины и другие неизвестные птицы шагали уверенно по мокрой траве - им было приятно, наверное, что людей совсем нет, и фонтан не мешает плавать.





Тут мы совсем замерзли и побежали на другую сторону замка, пить глинтвейн в палатках.
О спектакле расскажу в следующем посте.
Tags: schwetzingen, сделайте мне красиво
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments