semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Nicht Bach...".2

начало в http://humorable.livejournal.com/218643.html



И вот, в неполные восемнадцать лет Бах начал профессиональную деятельность - в Веймаре. Приняли его туда как органиста, но пока достраивали орган, Бах играл на скрипке в камерном оркестре князя, на практике знакомясь с итальянской оркестровой музыкой. Но совершенно случайно его пригласили опробовать новый отстроенный орган в Арнштадте. И, потрясенные его игрой, тут же назначили его городским органистом.

В восемнадцать лет Бах получает прекрасную должность, уважение и благополучие.
Годовой заработок его равнялся 84 гульденам, более, чем его дед заработал за 50 лет, и больше, чем зарабатывал его опытный старший брат в Ордруфе.
Правда, возраст бунтов и сводолюбия вступает в конфликт с должностью.
Его обвиняют  в своеволии и неподобающем службе поведении.
Во время службы, пользуясь перерывами, он отлучается в церковный погреб. Магистрат жалуется на слишком длинные и сложные прелюдии - тогда он назло играет слишком короткие.
Раз его застают с молоденькой девушкой на хорах органа ( большинство мемуаристов считают, что то была его будущая жена, а первоначально, двоюродная сестра Мария Барбара)
Бах самовольно уезжает в Любек, послушать знаменитого в то время органиста Букстехуде - и там он остался еще на месяц. Приехав, он должен писать докладную записку о самовольной отлучке.

Но самая прекрасная история - и это уж не легенда, а протокол допроса в магистратуре. Разборка между Бахом и Пискуном-Фаготом ( "пискун" - вольный перевод немецкого "zipper"!), перешедшая в почти драку.
"Является [в консисторию] Иоганн Себастьян Бах, здешней Новой церкви органист, и заявляет, что вчера вечером, когда он, идя из замка домой, проходил в весьма поздний час по площади [у ратуши], [он заметил] (с. 51) шестерых учеников, сидящих на Длинном камне,[119] и как только он поравнялся с ратушей, один из учеников, Гайерсбах, напустился на него с палкой вот таким вот образом [и пристал с вопросом]: дескать, за что тот его обозвал? Тот отвечает, что вовсе его не обзывал, ибо шел смирно и молча, и пусть, мол, кто-нибудь докажет, что это не так; а Гайерсбах говорит, его-то он не обзывал, но зато, бывало, ругал его фагот, а кто обругал его вещи, тот, стало быть, обругал, мол, и его [самого'], и принялся всячески его поносить и пр. и пр., а там и колотить начал, чего тот никак не ожидал и потому хотел уж было прибегнуть к оружию, но Гайерсбах схватился с ним врукопашную, и стали они драться,
Барбара Катарина Бах — после предварительного предупреждения [о том, что она обязана] говорить [только] правду, — докладывает, что несколько дней тому назад, когда она шла вечером со своим кузеном [Бахом] от господина секретаря кухни через площадь, несколько учеников, те, что перед этим были на крестинах, сидели на Длинном камне, и как только Гайерсбах их заметил, он сейчас же встал и подошел к Баху, говоря: за что, мол, тот ругает его фагот, а кто ругает его вещи, тот и его ругает, а стало быть, он сукин… и пр.; тут Гайерсбах ударил Баха в лицо, Бах же обнажил оружие, но ничего оным не причинил, потом они на некоторое время сцепились друг с другом, и Гайерсбах швырнул [в Баха] палку, тут подошли другие ученики, а свидетельница[, дающая эти показания, ] взяла Баха за руку и стала его убеждать, чтоб он ушел с нею отсюда и чтоб они разошлись по-хорошему, а никакой трубки с табаком у Баха во рту не было, насколько ей известно."

Памятник Баху в в Эйзенахе



Так или иначе, Бах начинает подыскивать себе новое место, находит его очень быстро - это Мюльхаузен.

Здесь Бах женится на Марии Барбаре - кузине, также, соответственно,  представительнице рода Бахов-музыкантов.
В Мюльхаузене Бах пишет свои первые церковные кантаты - основанные на лютеранских хоралах. Баховские обработки хоралов - школа для музыканта, для развития гармонического и полифонического слуха, для изучения правил голосоведения и прочих "как надо".  И я рада, что и в школе джаза моя дочка распевает хоралы Баха на уроках сольфеджио
Всего он их написал более 400.
В лютеранской церкви, как в любом развивающемся институте развернулась борьба между "пиетистами"  и приверженцами традиционной службы. Первые стояли за то, чтобы исключить или свести до минимума музыку в боголужении. К пиетистам относился и начальник Баха, и последнему снова приходится искать  новое место работы.

Веймарский князь Вильгельм Эрнст- человек образованный и музыкальный. И предлагает Баху двойную против прежней зарплату.
Бах получил в распоряжение оркестр, капеллу и орган.

Как я уже говорила,  помимо виртуоза Бах также был экспертом-и консультантон в строительстве и настройке органов.
Он проверял органы импровизацией: прелюдиями - чтобы проверить гладкость звучания, а фугами - чистоту сочетаний звуков по вертикали - интервалов и акккордов.
В воспоминаниях пишут, что присутсвующие при баховской инспекции бледнели и чуть ли не падали в обморок, от силы его звукоизвлечения и невиданного разнообразного использования регистров.

" Он с одинаковым мастерством играл на любой разновидности клавесина; а на органе — да кто же с ним сравнится? Рука его была гигантских размеров. Например, он мог брать левой рукой дуодециму, а тем временем промежуточными пальцами играть фигурации. Он выделывал пассажи на педальной клавиатуре с предельной точностью; он умудрялся так незаметно смешивать регистры [органа], что заворожённый слушатель, (с. 205) можно сказать, утопал в этом колдовском водовороте. Руки его были неутомимы, они выдерживали огромную нагрузку — целыми днями за органом. На клавире он играл с таким же мастерством, как и на органе, обнаруживая титаническую силу во всех частностях музыкального искусства."

Каково было современникам, использующим трех-четырехпальцевую аппликатуру,  воспринимать его игру! Или пытаться сыграть написанное им!
Tags: bach, Музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments