semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Nicht Bach"..3.






http://humorable.livejournal.com/218643.html
http://humorable.livejournal.com/219075.html


В первой лекции об истории музыки я говорила о том, что Баха связывают с готикой, а хронологически  oн параллелен архитектуре барокко.
Это не совсем так.

Дело в том, что все соборы и церкви, в которых Бах работал и проводил целые дни - готические, в готике Бах играл и сочинял.


T



И мне кажется, можно сравнить с принципами готической архитектуры.

Высота, свет и величие  - таковы общие впечатления от готики.
Эти эффекты стали возможыми благодарю обеспечены открытию каркасной системы. Нервюровые арки позволили заменить камни стеклом, рацветить его витражами.
Это ощущение пространства как прозрачной светлой - или же глубокой - вертикали.
Подобно - как бы ни была насыщена полифония Баха, в ней предельно отчетливо слышны движения всех голосов. Если же это аккорд, то расположение звуков в нем тоже "прозрачное".
Баховские мелодии отличаются протяженностью -  большим количеством звуков. Там не менее каждый из них вокален  как часть мелодии. Причем это касается и кантилены, и быстрой, инструментальной музыки. Виртуозные пассажи тожe  можно петь, несмотря на инструментальный характер. Проходящие звуки  заполняют мелодию гармонией, как стекла и витражи занимают место каменных тяжелых стен.

Они напоминают бесчисленное количество еле заметных издалека, снизу готических орнаментальных украшений, которые при ближайшем рассмотрении оказываются : во-первых, самостоятельным изображением, а во-вторых, как бы много их ни было, сохраняют тенденцию к единичности.


И еще одна черта: секвенции, иллюзия подъема. Это слышно очень ярко в его оркестровых сочинениях: в басу сохраняется опора, словно сохраняющая точку отчета, а верхние голоса поднимаются, причем уже когда кaжется, что лимиты исчерпаны, начинается новая линия подъема.



В "Партите" номер два, которую я хочу показать сейчас, присутствуют все эти качества.
Более того, поскольку Бах владел скрипкой, клавесином, органом и другими инструментами, он привносил в каждую область что-то из другой.
Поэтому в партите мы слышим и орган, и голос, и струнный бас, и дуэт скрипок.






А своей удивительной техникой и этой никогда до него не употреблявшейся аппликатурой он обязан был собственным произведениям; ведь, по его словам, (с. 86) обстоятельства часто вынуждали его разучивать ночью то, что было им написано днем. Все это тем более правдоподобно, что в процессе сочинения у него никогда не было привычки «советоваться» с клавиатурой. Так, например, рассказывают, что «Темперированный клавир» — а он состоит из подчас очень искусных прелюдий и фуг во всех 24 тональностях — писался в таком месте, где плохое настроение, скука и отсутствие каких бы то ни было музыкальных инструментов заставили его прибегнуть именно к такому способу провести время.[174] […]

Поэтому сущетсвует так много редакций и переложений баховской музыки. Поэтому скрипачи хотят играть виолончельные сюиты, а пианисты - органные прелюдии.
Поэтому "Swingle Singers" уже сорок лет поют клавишные произведения.
И потому жe клавесинную музыку Баха разные пианисты играют совсем по-разному: в разных темпах, разными штрихами - и динамикой - и хуже она не становится...
Музыка Баха универсальна, ибо сочинена она для всех составов и всех инструментов.


***************

В Веймаре происходит еще одно легендарное событие - состязание в Дрездене с известным французским виртуозом Луи Маршаном.
Маршан, придворный композитор Людовика 14-го, стал успешным фрилансером. Состязание виртуозов являлось для него способом заработка. Для всей немецкой музыкальной общественности эта встреча была важна для доказательства, что "наши" могут не хуже.


"Рассказывают, что наш победитель (Bach), выбив у соперника почву из-под ног своей импровизацией, захотел помериться с ним силами еще и в чтении с листа и поставил перед ним пьесу собственного сочинения, которую он захватил с собой из Веймара (надо полагать, она была не из легких); когда же тот, не будучи в состоянии сыграть ее, от своей попытки отказался, его соперник взял сочинение француза, которое никогда прежде не видел, перевернул ноты вверх ногами и, к изумлению всех присутствовавших, в том числе и самого' Маршана, сыграл его с необыкновенной легкостью. […]"

Кончилось тем, что Маршан бежал в ночь перед состязанием..

Есть еще гипотеза, почену Mаршан осрамился. Бах дал ему задание сыграть фугу в тональности фа-диез мажор, с шестью диезами.
Помните пифагорово разделение октавы? И условное распределение погрешности на расстояния между всеми двенадцатью клавишами
Маршан не был знаком с темперированной системой, при которой все тональности звучат одинаково чисто. Для него это задание казалось невыполнимым.

************************
Веймарский период сменился Кетенским.
Интересно, что правитель Веймара, при всей его любви к Баху и музыке, в момент обращения к нему Баха с просьбой об увольнении, рассвирепел и посадил его в тюрьму

"К делу сему: 6 ноября концертмейстер придворный органист Бах за проявленное упрямство и за требование отставки был посажен под арест в помещении земельного суда, а затем, 2 дек., - вместе с изъявлением немилости — ему, через придворного секретаря, дана была отставка с одновременным освобождением из-под ареста"

[121]
За этот месяц Бах написал цикл хоральных прелюдий на месяц вперед, из которых составилась "Органная книжечка".
Одна из них - фа-минорная хоральная прелюдия, знаменитая, переложенная Бузони для фортепиано, Докшицером для трубы, обработанная Артемьевым для "Соляриса"...
Hаписана прелюдия на хорал "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ"
на словна гимна Иоганна Агриколы, друга и сподвижника Мартина Лютера.




Орган Баха - космический, звездный. Бури ли, звездопады, или просто какие-то необыкновенные туманности - благодаря регистровке и тембрам он создавал то ошущение, ради которого органу разрешили вход в храм.
В рукописях Баха нет указаний, как использовать регистры. нет ни одного органа, на котором он играл, дошедшего в первозданной целости до наших дней.
Tags: bach, Музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments