semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Nicht Bach..." 4.










продолжение



В Кетене Баха приняли хорошо - он получил звание капельмейстера - самое высокое из возможных. Молодой его хозяин, Леопольд Кетенский, был заядлым меломаном.
Интересно, что происходил он из семьи кальвинистов, по канонам которых в церкви музыки вообще не должно быть.
Тем не менее музыка вне церкви очень приветствoвалась. Леопольд успел попутешествовать по Европе, был в курсе последнией моды, и сам неплохо играл на клавесине и виоле, вместе со своими слугами-музыкантами.

Музыкантов было восемнадцать человек, - и какие! Когда Вильгельм Первый, король Пруссии, вступил в правление, то распустил придворную капеллу отца за ненадобностью.  Принц Леопольд переманил к себе лучших берлинских музыкантов - и Баху представилась задача сочинять для секулярную музыку - блестящую, оркестровую.

В этой области -  ярче всего проявилось барочное в музыке Баха. - в cюитax, скрипичныx концертax, " Брандебургскиx концертax" .


Оркестр Баха  типичен для периода барокко - если помните, к этому времени существовало огромное количество разновидностей в разных группах инструментов.
Состав оркестра не был еще стабильным ни по видам, ни по количеству. Часто он определялся просто количеством музыкантов в данный момент времени.
С другой стороны, звучание все-таки приближается к классическому - нет щипковых инструментов,например, зато увеличивается число медных духовых.
Ярче всего из баховского оркестра запоминается труба кларино - такая яркая, что "слепит" уши, как солнце без очков.





эта труба - примета времени, ее много и у Генделя.
Но в отличие от последнего, Бах дает ей - каки другим инструнентам - бесконечную нелодическую линию. Взаимодействие таких множественных мелодических линий и отличает Баха - вертикаль перестает быть вертикалью, а становится уже чен-то объемным вроде такого.


я вообще ограничила себя в цитировании, т.к. текст совсем уже расползется.
Но не могу отказать себе еще в одном примере из оркестровой музыки.
Это медленная часть из двойного скрипичного концерта.
Та бесконечность мелодии, о которой мы говорили, доведена здесь со какого-то уже совсем физиологического ощущения благодаря двум солистам.
Искусство ничего не доказывает, оно просто демонстрирует.




Принц Леопольд любил путешествовать - и иногда брал с собой музыкантов - как сегодня богатые люди берут с собой на курорты веселое окружение....
И Бах ездил с ним, в Карлсбад на воды. Там, по некоторым источникам, он познакомился с Анной Магдаленой Вильке - певицей сопрано.


После второго путешествия Бах вернулся домой и узнал, что жена его скоропостижно умерла, оставив четырех детей сиротами.
Женился Бах на Анне Магдалене через год. Разница между ними составляла 17 лет.
Она родила тринадцать детей, из них только шестеро выжили.
Их первенец , Готфрид, по словам его брата, подавал огромные надежды - но страдал умственным расстройством.
Четверо сыновей стали хорошими композиторами, а один из них, Карл Филлип Эммануэль, был настолько популярен, что превзошел на какое-то время славу отца.
Самая младшая дочь Баха, Регина умерла в доме призрения, и денежную помощь ей собирала "Музыкальная газета".
Род Бахов, который за последние два столетия дал Германии (и не (с. 37) только ей одной) мастеров музыкального искусства, создателей подлинных шедевров, — род Бахов, из которого вышел Себастьян Бах, величайший в новое время мастер гармонии, тот, кто своим методом композиции, своими образцовыми сочинениями и множеством учеников положил начало приобщению отечества к высокому искусству, — род Бахов, в котором был рожден Филипп Эман[уэль] Бах, следовавший — как в методе творчества, так и в самих сочинениях — примеру отца, тот, чьим учеником (в том или ином существенном отношении) в значительной мере ощущает себя всякий по-настоящему хороший исполнитель на клавире, в чем признавался даже Моцарт, — род Бахов, выходец из которого по имени Фридеман Бах, от всего отрешенный, не оснащенный и не осчастливленный ничем, кроме высокой, небесной фантазии, скитался, находя все, к чему его влекло, в глубинах своего искусства, — род Бахов, выходец из которого по имени Иоганн Кристиан Бах, помимо прочих заслуг, лелеял и выращивал на классической почве цветок грациозности и изящества, — этот род ныне вымирает, осталась лишь одна-единственная дочь великого Себастьяна Баха.[87] И дочь эта, теперь уже в преклонном возрасте, — дочь эта находится в бедственном положении. Очень мало кто знает об этом; ведь она не может — нет, не должна — и не будет побираться! Не будет. Ибо люди, конечно же, прислушаются к этому слову, просящему о том, чтоб поддержать ее; конечно же, есть еще добрые люди, которые не смогут не внять — нет, не мне (как мог бы я этого требовать?), но тому призыву, который тут напрашивается, — не смогут не внять призыву не оставить ее без попечения, не дать погибнуть последней ветви этого рода, принесшего нам столь щедрые плоды. Если бы только каждый, кто [чему-то] научился от Бахов, дал самую малость — как беззаботно и благополучно могла бы эта добрая женщина провести свои последние годы! Музыкальное издательство,[88] газета и я — мы выражаем готовность аккуратнейшим образом переправить по назначению то, что нам, возможно, будет [с этой целью] доверено, и отчитаться [в выполнении взятого на себя обязательства] в наших бюллетенях.[89]





А в то время современники описывают дом Баха, как теплый, бюргерский и гостеприимный. Бах находился на вершине  - еще молодой, полный вдохновения и надежд на будущее.





Для Анны Магдалены Бах пишет "Нотную тетрадь" -.
Эта тетрадь содежала в себе много разных пьес, в том числе и из Хорошо Tемперириованного Kлавира.
Помимо педагогичеслий целей, эта тетрадь пригодилась позднее.
Когда Бах покидал Кетен, все его сочинения считались собственностью курфюрста и не подлежали "вывозу". Те же ноты, на которых было написано имя Анны Магдалены, по закону стали ее имуществом.

В этот же период Бах сочиняет "ХТК".




"Хорошо темперириованный клавир", сборник, состоящий из двухчастных минициклов - прелюдия и фуга. Всего таких циклов двадцать четыре - 12 полутонов октавы плюс мажор-минор.


На титульном листе заглавие:

"Хорошо темперированный клавир, или прелюдии и фуги по всем тонам и полутонам,[313] как с большой терцией, то есть Ut Re Mi. так и с малой терцией, или Re Mi Fa.[314] Для пользы и употребления стремящейся к учению музыкальной молодежи, равно как и для особого времяпрепровождения тех, кто в таковом учении уже преуспел, сочинено и изготовлено Иоганном Себастьяном Бахом, ныне великокняжеским ангальт-кётенским капельмейстером и руководителем камерной музыки. В 1722 году"


Прелюдия и фуга - эмоция и мысль. Прелюдию можно назвать фантазией, например. Она свободна. Фуга же означает осмысление, истолкование.
В отличие от сонаты в ней нет конфликта. Одна и та же мысль повторяется в разных голосах, в разных тональностяй. Она скрывается - подобно тому, как наши тревоги уходят в подсознание. Она варьируется, как будто рассматривается под другим углом...Обновление ее не нарушает единства, и к концу она просто утверждается.

И, конечно, для сочинения фуги необходимо тщательно обдумать всю композицию  и обладать очень высокой техникой, чтобы, соблюдая правила и ограничения, сделать их незаметными и добиться цели....



Музыка жила  в нем в любом состоянии :
Вечером, когда он ложился спать, три его сына, столь рано обнаружившие музыкальность, поочередно — такой уж он завел порядок — играли ему, и под музыку эту он отходил ко сну. Легче всего он засыпал у Кристиана, если, конечно, не выходило так, что раздражение не давало ему заснуть. Это бремя в отцовском доме — ведь юность поверхностна! — очень часто досаждало мальчикам. Филипп Эмануэль (эту историю он сам мне рассказывал) однажды вечером прислушался и — как только заметил, что отец захрапел, — прыг-скок от клавесина, прямо на неразрешенном аккорде, и — убежал.


Это тоже легенда, но рассказывают ее разные люди при разных обстоятельствах.
Hепрекращающаяся никогда музыкальная жизнь привела Бахa к тому, что, подобно шахматисту, он точно знал, какую комбинацию звуков нужно выбрать так, чтобы следующая за ней была лучшей.


*********************




На прошлой лекции мы говорили о числовой символике в философии, религии и искусстве - о струнах инструментов, о количестве голосов и т.д.
Эта традиция, существующая с античности, продолжалась и в средневековье, и в возрождение. И, конечно, музыка Баха тоже насыщена символами...

В советское время эта тема максимально замалчивалась, т.к. символика Баха была конкретно-религиозной. Она обращала взор слушателей к Евангелию, а советским исследователям это не было здорово.
Поэтому, узнав полуподпольно, обиняками, совершенно по-советски, изустно о некоторых деталях баховской символики, я пришла в восторг и экстаз.

Успокоившись через годы' я могу сказать, что категорически не согласна со следующим:

«Очевидно, чистой музыкой каждая эпоха называла музыку прошлой эпохи, когда терялось восприятие этой музыки как сегодняшней, когда принципы, ее организующие, переставали организовывать восприятие и память. Прелюдии и фуги И. С. Баха из WK, бывшие для Антона Рубинштейна чистейшей «чистой» музыкой, дли нас, узнавших замысел Баха - музыкальное отображение его психически умственной культуры на образах Священного Писания, являются узко-программными произведениями».


Вот детальный разбор символики в прелюдии си-бемоль минор из первого тома "ХТК":


Это символ воскресения, проводимый здесь в миноре. В прелюдии слышится поступь и скорбный хор. В басу звучит непрерывный колокольный звон, что придает прелюдии характер похоронного шествия. Удвоение в терцию, сексту, дециму усиливают драматизм события. В Евангелии есть описание: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Матф. гл. 27, ст. 45). По мысли А. А. Кандинского-Рыбникова, наступление тьмы Бах изображает движением баса вниз, достигающим самого низкого звука прелюдии - ми бемоль большой октавы (т. 17-19).
Самый патетический момент прелюдии - такт 22 - символизирует, очевидно, миг смерти Христа. Девятизвучный аккорд с выразительной ферматой и паузой несет двойную символику: пауза во всех голосах (фигура aposiopesis - умолчание) в музыке барокко приобрела значение смерти, а число 9 в христианской числовой символике имеет смысл совершенства, конечности, окончательного завершения, свершения пророчества. В Евангелии сказано, что Иисус испустил дух «около девятого часа». И вслед за патетическим аккордом в последних полутора тактах прелюдии в басу, как бой часов, девять раз звучит «си Ь».*"



Возможно, это следует знать.
Но тема смерти сопровождала Баха всю жизнь: смерть родителей, братьев, жены и детей. В каких образах мог он воплотить эту эмоцию - конечно, в тех, что составляли его духовный мир с рождения - Христа и Богоматери.
Обязан ли человек, мыслящий иными образами, связывать содержание музыки с первоисточником содержания?
Нет. Поэтому искусство есть искусство.



И вот текст, совпадающий с моими взглядами.
Речь идет о похоронах юноши в реформистской синагоге в Нью-Йорка, где звучало Agnus Dei из Мессы си-минор Баха:

As the singer intoned the ancient Latin text—Agnus Dei, qui tollis peccata mundi, miserere nobis (Lamb of God, who taketh away the sins of the world, have mercy upon us)—enhanced by a poignant unison violin line and anguished pauses, I could not help but marvel at the miracle of hearing this music from the Roman Catholic Latin Mass Ordinary, written by a Lutheran composer in Leipzig, in a Reform Jewish temple in New York City. Afterward I asked Peter Rubinstein, the senior rabbi of Central Synagogue, why he picked this particular work rather than something from the Jewish repertory. “We chose Bach’s Agnus Dei,” he replied, “because it was the right piece, indeed the only piece capable of expressing the inexpressible—the anguish we feel over the inexplicable loss of young Gabe Wiener.”




Или же другой пример - стихотворение малоизвестного поэта Бартольда Генриха Брокеса, баховского современника, к которому мы еще вернемся.






Как по мне, это программа к прелюдии ми-минор из первого тома ХТК:





Tags: bach, Музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments