semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Papa Haydn.2.



Начало: http://humorable.livejournal.com/222757.html


Гайдн родился в 1732-м году в городке Рорау на границе Австрии и Венгрии, в простой крестьянской семье - папа-каретник и мама-повариха. Музыке они не учились. Правда, отец играл на арфе, самоучкой, разные народные песенки, подобно тому, как наши музыкальные ребята играют на гитаре, по слуху .
Песни в Австрии и Германии всегда занимали особое место.


Ведя свое начало от миннезингеров и других песельников, они через городские и деревенские жанры, через церковные гимны расцветают у   Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шубера,т Шумана, Вольфа, Малера  - до  зонгов Вайля/ Брехта, кабаре.... и т.д.
Недаром немецкое слово "песня" - Lied -  стало названием жанра.
Собственно, подобные истории развития городского фольклора мы находим в разных странах Европы, но именно в Германии и Австрии этот жанр в 19-м веке - начале двадцатого достиг захватывающих дух вершин - когда поэзия зазвучала так выразительно, что пробретала убийственную выразительность.
Вот несколько примеров Lied: Гайдн, Моцарт, Шуберт  и Малер:


Семейство Гайднов распевало песни на праздниках . Но если вспомнить Бахов, распевавшиx , импровизируя на четыре голоса и на разных инструментах, то станет понятно, что в первом случае говорится об обычном веселье.


В семье Гайдна было двенадцать детей - и трое из них стали музыкантами.
Родители  обратили внимание на талант ребенка - Гайдн пишет, что в пятилетнем возрасте мог без ошибки повторить все песни отца, а также обладал небольшим, но приятным голосом.
Поэтому, еще не достигши шести лет, Йозеф был послан учиться музыке к родственнику - Франку -  в город на расстоянии 10 миль от Рорау. Больше с родителями он никогда не жил.
Tут следует сказать, что если отцы Моцарта и Бетховена, будучи музыкантами, понимали меру таланта своих детей и старались вложить в них самое лучшее с точки зрения музыкального образования, готовя их к карьере знаменитости,  то родители Гайдна прото хотели пристроить одного из двенадцати птенцов к ремеслу.
 Франк был директором обычной школы, но в его обязанности входило также управление хором.


"Небольшой голос и музыкальный талант, по милости божьей",( Гайдн вообсше относился к себе cкромно и представлял все события своей жизни очень просто)  произвели впечатление на императорского капельмейстера фон Рейтера, услышавшего пение  Гайдна во время визита-инспекции в школе Франка..
И вот в семилетнем возрасте он попадает в Вену, где поет в хоре мальчиков самого знаменитого собора Вены - Св. Стефана,"Штефля".




Там он учится также игре на скрипке и фортепиано. Пел он до 18 лет - в церкви и при дворе. Xулиганил в районе Шенбрунна, причем императрица Мария Терезия узнавала его по голосу и поручала "подарить Гайдну шиллинг" - подразумевался подзатыльник.


тогда Гайдн начинает писать какие-то композиции, но ментор этих попыток не одобряет и даже насмехается над ними.

В 18 лет Гайдн совершил некую проказу, за что ему пригрозили поркой. На что Гайдн вскричал: лучше пусть меня выгонят, но не порят. Его сначала выпороли, потом выгнали.
После  Гайдн в течение восьми лет занимался частным преподаванием . Об этом он тоже пишет лаконично: многие талантливые люди  разрушают таким образом жизнь. Вынужденные влачить нищенское существование, они не имеют средств учиться.
Гайдн жил у своего знакомого музыканта, пустившего его жить из милости. Работу ему получить было трудно - выглядел  непрезентабельно, изъяснялся неизящно.
Подрабатывал он тут и там - халтурил, как говорят сейчас музыканты.
Родители пытались уговорить его перейти в монашество.

Один из коллег отца - рыночный судья - одолжил ему беспроцентно 150 флоринов, на съем жилья.
Так Гайдн стал обладателем каморки с клавесином, "источенным червями".

Там он много играл - и больше всего сонаты Ф.Э. Баха - его сонаты, которые оказали на него сильнейшее влияние.

Квартира находилась в центральном районе Вены, на Капустном рынке, напротив Хоффбурга. Там Гайдн встречал своих соучеников и знакомых, там постепенно входил в "бранжу" , приобретал столичный лоск и постепенно добился уроков у богатых людей.

В этот период фрилансерства он познакомился с Николо Порпора -  самым, наверное, знаменитым педагогом того времени.
Порпора был учителем Фаринелли, он выведен как наставник Консуэло у Жорж Санд - Там же описан и Гайдн.
Порпора подарил Гайдну Италию - в отношении к вокалу, к мелодике, к формам.


Одновременно композитор работает - по 16-18 часов в день, сочетая преподавание с халтурой.
Играя на свадьбах и похоронах.
В Вене всегда было популярным городское музицирование - гильдия музыкантов появилась там первой в Европе, в конце тринадцатого века.
И сегодня - посетитель города получает впечатления высочайшего качества, что бы он ни выбрал - оперетту ли, джаз или вальсы Штраусов с ужином, входящим в цену.


Много лет Гайдн впитывал городской фольклор Вены - танцы, серенады, зингшпили - и выдавал эти жанры по требованию.
Тогда была мода на серенады, которые исполняли в честь дамы по случаю то ли именин, то ли дня рождения.
Одну из серенад Гайдн написал для супруги Иоганна Иозефа Феликса Курца  -  венского актера и импрессарио. Курцу серенадa понравилась, и он заказал Гайдну музыку для своей новой пьесы "Хромой бес".

Курц писал и ставил  зингшпили, пародии и другие площадные предтавления на тему Гансвурста ( теперь мне более понятен выбор псевдонима прошлогодней победительницей "Евровидения" ) -  - родственника Петрушки, Панча и т.д.
Постепенно Гайдн, не обладавший ни знаниями, ни воспитанием, ни происхождением благодаря приянтому и веселому нраву стал приобретать известность.
Он вращался уже в определеных цеховых кругах, и, как любой житель столицы отличалсяся от провинциала бойкостью и манерами. Гайдн стал желанным гостем в салонах -  у Глюка, у графини Тун, в посольстве Испании.


За спиной молодого человека не стояла гильдия уважаемых известных представителей профессии, чья фамилия была на слуху - как это было у Бахов.
Hикто не поощрял его заниматься сочинительством, а произведения, котороые oжидались заказчиками, должны были иметь одно несомненное качество: подходить для быстрого разучивания и запоминания, а также не отвлекать публику.

Тут не подошла бы  прозрачность полифонии, где каждая линия - яркая (Полифония была бы слишком сложной для восприятия)
В музыке гомофонно-гармонической, т.е. мелодии с аккомпанементом - вертикаль заполняется фактурой, насыщенной, чтобы оттенять мелодию. Насыщенная фактура усложняет исполнение, требуя профессионализма.


Музыка Гайдна того времени не кажется "жидковатой" : в произведениях малого состава диспропорция исчезает. Музыку такого рода легко запомнить и напевать. Или исполнять в любительском домашнем кружке.
Легкость исполнения не означает при этом недостаток эмоции и ее глубины.
Как пианист ограниченных технических возможностей, замечу: это большое достоинство композитора.
В следующем трио все вышесказанное присутствует. И ни тени народного юмора!




К слову, написаны трио несколькими годами позже - ранее 1760 года мало, что сохранилось, а в аудиозаписи и того меньше.



продолжение следует.
Tags: Гайдн, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments