semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Papa Haydn.4.

Начало:

http://humorable.livejournal.com/222757.html
http://humorable.livejournal.com/223162.html
http://humorable.livejournal.com/223485.html



Через два года после того, как Гайдн связал свою жизнь с Эстергази, князь Миклош (Николас)  Великолепный  начал постройку Эстергазы - или Эсторазы, как ее называет Гайдн.  Это роскошное имение строили в течение двадцати лет. На постройку Эсторазы, чья архитектура была задумана подобной версальской, затрачено было тринадцать миллионов венгерских гульденов.









Как только построили последий фонтан, старый князь -меломан умер. И сразу после его смерти князь Антон - наследник Миклоша -  всех артистов распустил, и больше в Эсторазе никто не жил
.




Там был оперный театр на 400 мест, в котором Гайдн был полным хозяином - и режиссером, и дирижером, и худруком. И там же он написал довольно много своих опер, включая оперы для театра марионеток.

Для марионеток был отдельный театр!







Посещала Эсторазу и Мария Терезия, подарившая Гайдну в этот раз не шиллинг, а золотую табакерку . Особенно ей понравился спектакль театра марионеток, которых она назвала "самыми прекрасными актерами своего времени" ( табакерку из золота, усыпанную бриллиантами, передал в подарок Гайсну "за некоторые его пьесы" и король Испании Карл 3-й.)



"Зал театра имел вид грота, стены и ниши которого были усыпаны разноцветными камнями, морскими раковинами и улитками, в которых причудливо отражался свет. Куклы спектаклей представляли собой подлинные произведения искусств и играли в фарсах, комедиях, в opera seria. Представления были бесплатны для всех посетителей дворца. Кукольный театр Эстерхази располагался напротив оперного, а между ними был разбит сад во французском стиле. Позади сцены, за кулисами театра, были скрыты от глаз публики актеры-кукольники и певцы."


Прочтя про "гроты" , ракушки и т.д., я поняла, о чем разговор!
Вот, замок Хельбронн, что в Зальцбурге:






Скажу честно, что об операх Гайдна я ничего не знала, кроме названий, или каких-то обязательных  к изучению отрывков...
Их он написал около двадцати, и много не сохранилось. Театр несколько раз горел, так же, как и дом самого Гайдна.
Вот две из них.


"Жизнь на Луне" (или "Лунный мир") невероятно сценична - это настоящая опера- буффа

Написана oна на сюжет пьесы Гольдони. Речь идет о веселом обмане строгого папаши, которого отправили "на Луну".
Сценичеcки тут просто беспредельные возможности, и за последние годы осуществлено громадное количество постановок, в том числе и в Камерном театре им. Покровского.
Судите сами:











Несмотря на то, что Гайдн в Италии никогда не бывал - он впервые увидел море-океан в 58 лет -  обучение у Порпоры приобщило его к культуре итальянской оперы - к мелодичности, естественности вокала.
К легкости и подвижности фактуры. Несмотря на волшебные сюжеты, музыка все равно носит тот общий лирический или комический характер - и это опять же ведет к соблюдению правила перпендикуляра.

Если бы и в музыке наблюдалась чрезмерная изобразительность, то мы вы вернулись к "Гансвурсту"
.



"Роландо паладино", написанный на сюжет "Неистового Роланда" Ариосто поставлен для театра марионеток :  очень зрелищный, очень комический.





Но из рыцарской поэмы вышел полузингшпиль/ полубуффа.

Или "dramma eroicomico", как назвал ее сам композитор.



И вспоминается Арнонкур, который ответил на вопрос, кем он считает Гайдна :

"...универсальным гением с большим чувством юмора"


Написана эта опера задолго до "Волшебной флейты", но насколько похожи дуэты комических героев!










Интересно, что эти оперы были написаны до "Дон-Жуана" Моцарта.

Та же Пражская Опера, что заказала "Дон-Жуана", обратилась к Гайдну ( к этому времени Эстергази разрешили композитору принимать заказы со стороны). Хотя ранее Гайдну заказывали оперы для Вены, пражский заказ он не принял, ответив, что есть много организационных трудностей, и вдобавок, после Моцарта он вряд ли согласился бы
.



Вообще, дружба между Гайдном и Моцартом была теплой -  они превозносили друг друга те годы, что знали друг друга и учились друг у друга. Моцарт преподнес в подарок Гайдну 6 струнных квартетов, подчеркивая, что научился этому жанру у Гайдна. Гайдн до конца своей жизни не мог забыть, какое впечатление проивела на него фортепианная игра Моцарта.


Когда Гайдн был в Англии, кто-то передал ему, что, дескать, Моцарт отзывался о нем дурно.
"Не верю", - ответил Гайдн.



продолжение следует

Tags: Гайдн, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments