semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

ЦАРСКИЕ САПОГИ





Я очень любила "Царскую невесту" в учебные годы.
Клавир был перeигран и перепет много раз.



"Она меня красивее, и косы длинней моих"
"Взгляни сюда, вот перстень изумрудный"
"Тащи меня в свою конуру, немец"

- цитатами мы часто переговаривались, а приконсерваторского зубного врача Заславского, страдавшего тремором рук и преподавшаго про отравляющие газы называли не иначе, как Бомелием.

Поэтому билеты на постановку "Новой оперы" я заказала около полугода назад. И помня приятный опыт от их "Игоря", смаковала заранее и всех зазывала.
После вчерашнего же спектакля все время вспоминаю монолог своей приятельницы:

-Смотрю я в зеркало и думаю: вот нос. Очень симпатичный, небольшой. Вот глаза - хорошей формы, хорошего размера. Вот брови - темные и густые. Вот рот - вполне приятный. Вот уши - маленькие и прилеплены. Почему все вместе не делает меня красавицей?
Так вышло и с "Царской".

Есть приятные впечатления, по отдельности. Вместе же остается странное ощущение - для чего все это?

Если говорить о музыке Римского-Корсакова, то она тоже озадачила.
Оказывается, она эклектична до предела. Тут кусочек Вагнера, тут кусочек Мусоргского, тут - Бородина, тут - Верди...Сказались, наверное, годы работы с разными партитурами!
Написана опера в 1898 году, аккурат между "Богемой" и "Тоской", и близость с веристским стилем, оказывается, очень заметна и -  очень удачна.
Ариозо Любаши "Ведь я одна тебя люблю" , например: прелесть, что за веризм, плавно переходящий в Мусоргского!!






В этой стилевой плоскости написаны самые красивые куски, на мой взгляд.
Хорош Римский и в одной из своих любимых сфер - сказочно-потусторонней, в данном случае использованной в сцене сумасшествия Марфы.
Русскость Корсакова - при всех его достижениях - кажется  все-таки искусственной.
То, что у Мусоргского органично, дышит, у Римского носит налет академичности, назидательности.
Так писали израильские композиторы в сороковые годы: смотрите, мы, хоть и понаехали из Гемании и Европы, но понимаем, что такое Восток, могём и увеличенных секунд понапихать, и гобоя.  Hасильственная самоориентализация.
Вот из такой мешанины тем не менее технично и профессионально написан хит.Настоящий.



Я пишу и слушаю в наушниках увертюру, в записи Светланова. Насколько прекраснее звучит эта музыка, не отягощенная вчерашним "видеорядом"!

Этим пассажем я перехожу к рассказу о постановке.

Юрия Грымова я знаю по рекламным роликам и по "Муму".
И по имиджу.
Постановка оперы мне не понравилась настолько, насколько cмогла.
это из тех вариантов, когда переговариваешься с соседом и ржешь.

Символика прозрачна, по-моему, до предела. Терем-клетка, "мостик" в другую жизнь, перекинутый через яму. Попытка построить верхний план - "второй этаж" сцены и таким образом создать объем. Белая простыня с "кровавым" подкладом, который Марфа эффектно демонстрирует в сцене безумия.
И аццкий ( по-другому написать не могу) огонь, пожирающий всех, пока занавес не опустится.
Единственное, чего я не поняла - это разматывание портянок Бомелием, пока Любаша поет свое самое трагическое: "Господь тебя осудит".
Эта очень красивая музыка, напоминает мне сцену, когда Тоска собирается отдаться Скарпье, а потом его закалывает (.иллюстрация из другой постановки)






И вот  она поет, a наше внимание отвлекается зрелищем Бомелия, готовящегося к сексу с Любашей, сидящего сверху и долго-долго мотающего тряпки. Тряпки эти постепнно спускаются вниз, по закону физики.
И я все думала: может, предполагается, что Любаша повесится? Мой прозаичный супруг предположил, что немец их попросту сушит. Но я с негодованием эту версию отмела.


Массовка разделена на три образные части: опричников, девок и, очевидно, "калик перехожих".
Я так поняла, что эти "калики", сопровождающие, в основном, Бомелия - это то ли ларвы, то ли зомби. В общем, олицетворение злых сил.
К сожалению, вид у них не устрашающий, а, скорее, комичный.
Опять же, воспоминание из детства: гибкая пластинка из журнала "Колобок". Лифшиц и Левенбук исполняют  песенку:


"А я -Простуда, а я - Простуда,
Ребят веселых не люблю.
Скорей бегите вы все отсюда,
Не то Бац-Баца натравлю".
Бац-Бац - так звали бациллу, которая хотела заразить всех , кто не моет рук.
Вот эти "бац-бацы" и шастали по сцене туда-сюда.




Отдельное "фе" - за увертюру. Поместили ее  - по замыслу, не знаю кого -  не вначале, а в "междусценье".
И сопроводили балетом .И запустили "снежок" с неба!
Очевидно, посчитав, что рядовой зритель не выдержит чистой музыки и убежит.
Кто со мной знаком, знает, что я принимаю все постановки. Любые переделки, любые декорации. Самые смелые.
В том случае, если это совпадает с музыкальным содержанием: не портит , не мешает.
Этот балет  - не отличаясь   ни техникой, ни красотой, отвлекал внимание от музыки, низведя ее до уровня аккомпанемента пляскам в самодеятельном клубе.
И это меня действительно покоробило.






Теперь об исполнителях.
Очень раздражала Любаша (Анастасия Бибичева). И Григорий (Андрей Бреус). В общем, все остальные тоже, кроме Марфы (Виктория Шевцова).
Что касается вокала - тут я могу быть субъективна:  очень не люблю сильное вибрато, характерное для грамзаписей 50-х годов, обычно под управлением Самосуда.
Может, подумала я, это потому, что я отвыкла от русской вокальной техники?
Потом  вспомнила, что - нет: ходила я на "Онегина", на "Игоря", на "Бориса".
И в израильской опере немало россиян.
Более того, сегодня специально полезла на "Ю-тьюб".
Нет!
Это такие попались, мастодонты.


Исключение, повторюсь - Марфа. Помимо прекрасного вокала, она и драматически также превзошла всех остальных.
Уж не знаю, почему, но такие они слабенькие и шаблонные.
Любаша - классическая Толстая Тетя,"хады - туда-суда" и дело тут, разумеется, не в килограммах.
В "Луизе Миллер" я наблюдала очень полную даму, которой удалось создать образ 16-летней красавицы, не прыгая , как зайчик, при этом.
Грязной - формальный и фальшивый.
Остальные, в основном, прижимают руку к сердцу, выражая чувство.




А Бомелий - скрюченный всю дорогу. я уж думала: размотает портянки, снимет папаху и окажется красавцем! Было бы интересно и неожиданно!
Очень хорошие хоры, оркестр неплох, но - то ли оркестровка Римского в данном произведении не такая яркая, то ли акустика у нас в Опере не такая хорошая, но ничего определенного тоже сказать не могу.
Пару раз расходились с солистами, ну и ладно...

*********

Музыка все-таки победила, и трагический сюжет также вызвал горячую волну сочувствия в зрителях, аплодировавших дружно и слаженно.
Может быть, следовало остаться на "токбэк" и поговорить с участниками постановки?
Но  к сожалению, художественное видение у всех разное. Убедительных ответов на мои вопросы нет.



Только портянки не дают мне покоя.
Кто видел, может, объяснит?

Tags: Римский-Корсаков, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments