semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Иоганн*. 1.





*Название принадлежит Александру К. - активному слушателю.
Это конспект "по следам" , а вернее, по мотивам встречи, посвященной Моцарту.




Множество литераторов сопоставляют Баха и Моцарта: Баха, как "стоящего перед алтарем", а Моцарта - уже "внутри", словно уже при жизни посланного творцом и знающего то, что не знает никто.
Детское впечатление о Моцарте в виде "Маленькой ночной серенады" , 40-й симфонии, сонат было у меня светлым и легким.
Рассказ о его жизни, услышанный в восемь лет, потряс.
"Реквием", фортепианная фантазия ре-минор вызывали к нему огромную жалость.


Но самым сильным впечатлением - и и музыкальным, и драматическим - стал "Дон-Жуан", это уже лет в четырнадцать.
Был набор пластинок, чешский оркестр и хор, дирижер Карл Бём, в главной роли - Дитрих Фишер-Дискау.
И с первых двух аккордов увертюры я поняла, что композитор Моцарт мне совсем не знаком.









 Kак я мечтала попасть на постановку этой оперы! И почему-то ни разу не встречала ее в репертуарах оперных театров того периода.
Поэтому первый раз я увидала кусочек финала оперы в фильме "Амадей", в 1987 году.


Примерно тогда же  вместе со школьным хором принимала участие в исполнении Мессы до-минор.
Находясь в оркестре, прямо за скрипками, глядя в партии, слушая издали слева глухие удары литавр, покрывалась гусиной кожeй - в пубертатный период это простительно - бездны открывались прямо здесь.




И в тот же период я  прочла книгу о Моцарте Чичерина.

Книга прекрасная, Чичерин революционен по сути и сочетает свой пламень с глубокой и блестящей одновременно эрудицией.
Пересказывать ее бесполезно, могу лишь посоветовать  прочесть.

Для меня же встало на свое место:


 Чичерин подчеркивает "объективность" трагического у Моцарта. О гармоничном, несмотря на трагедию, восприятии мира говорит и Карл Барт:



И Кьеркегор, и Стендаль, первым написавший, что главным свойством Моцарта oн считает мелaнхолию, и Аберт, и мой любимый исследователь творчества Моцарта Альфред Айнштейн - они считали Моцарта композитором глубоко трагичным - философски-трагичным, если можно так сказать.

Cам Mоцарт неоднократно высказывался в разных письмах о том, что не боится смерти , принимает ее.
Но письма Mоцарта - также источник, не всегда надежный. Во-первых, некоторые - причем, самые известные из них -  оказались подделками.



(Я еще с детства помню о письме к отцу, в котором Моцарт опис
ывaет свое одновременное слышание четырех частей сомфонии так вот - это неправда)
Или же читаешь: "как пишет Моцарт в письме к Пюхнеру от 21.01.1798 года..."
Ищешь в письмах дату и адресата - и ничего подобного там не написано!!!
И кроме прочего,у  Моцарта все субъективно: его здоровье, его благосостояние.
Выражения его любви иногда полны поэзии, иногда приводят к подозрениям в
состоянии его умственного здоровья.
И, содрогаясь от сострадания при чтении его унизительных просьб о помощи, не приходит в голову, что он был одним из самых высокооплачиваемых музыкантов своего времени, жил в просторных квартирах в престижных районах Вены держал выезд.)


Я   слышу в музыке Моцарта мольбы, стоны, ужас - ощущение "смертного одра", описание того фатального злого начала, которое во многом определяет музыку Малера и Чайковского

На протяжении всей жизни Моцарт страдал разными заболеваниями, несколько раз находясь в опасном положении, психическое его состояние также было нестабильнo - в силу разных причин.


B  "Дон-Жуане" тоже все окрашено "грозой".
Даже самые пасторальные моменты, самые комические - все равно словно происходят под черным небом.
******************

Моцарт, в отличие от Баха, сознавал свою - если не гениальность, то особенность. Он прекрасно сознавал, насколько  выше других коллег.

Моцарт объездил много стран,  был хорошо образован, и феноменальная память, позволявшая ему с одного прослушивания записывать произведения, относилась и к другим областям знания. У него был прекрасный литературный слог, он много читал и интересовался науками.

Его огорчает не безответная любовь, а безответная жизнь.
И хлеб его был "горек" не потому, что был "чужим", а потому что был только  хлебом...
Чувство недооцененности было в нем очень сильно. Поэтому так резко он отзывался о коллегах.



"В вопросах искусства Моцарт не знает компромиссов, а дар острой наблюдательности заставляет его — как это бывает и с детьми — скорее примечать в человеке не ценные его свойства, а смешные и слабые. И это не могло не проявиться в жизни, в личном общении с окружающими. Только этим и можно объяснить враждебное отношение Сальери к Моцарту, прикрытое чрезвычайно вежливостью, или грубое злобствование Леопольда Антона Кожелуха, не говоря уже о многих посредственностях, у которых недостижимое духовное превосходство всегда вызывает непримиримую ненависть.

продолжение следует
Tags: Моцарт, музыка, на ниве просвещения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments