semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Иоганн.2.

продолжение.
Начало в:
http://humorable.livejournal.com/225306.html



Одной из отдушин Моцарта стало масонство


Каким образом?

Во-первых семейные и дружественные связи: отец, Леопольд, был масоном, а по некоторым сведениям - и дед.
И зять. и все друзья и покровители
.


Другое дело, что номинальная принадлежность обществу вольных каменщиков не всегда означала истинные порывы - как у Гайдна, например..Mоцарт же был активным "братом", посещая несколько лож.

Принадлежность к ложе означала для Моцарта , в первую очередь, наверно, очарование  братства, уравнивающего вельмож и мещан.

Аристократы Моцарта часто унижали - достаточно вспомнить пинок камердинера епископа Колоредо,
издевательства над Орденом Золотой Шпоры (Молодой Ламгемнатль расспрашивал меня полдня о моем кресте , и я рассказал ему о том, как получил его....Он и его свояк снова и снова продолжали: "Давайте закажем себе по кресту тоже и сравняемся с господином Моцартом." Я не обращал на это внимания. Они снова повторяли:  "Привет вам, сэр рыцарь шпоры!" Я не сказал ни слова, но во время ужина стало еще хуже. "Сколько он может стоить? Три дуката? А у вас есть разрешение его носить? Вы заплатили сверху , чтобы оставить его себе? Серьезно, мы хотим такой же". И так далее., )

повторяющиеся обманы с платой за уроки
...

В ложах же принципиальным было взаимоотношение на равных. И князь Лихновски , и Готфрид ван Свитен ,  патронировали Моцарта, но называли его братом..




 И еще: Mоцарта всегда влек внутренний мир. В его письмах - а он ведь путешествовал по Европе с детства неоднократно - нет ни описаний природы, ни памятников архитектуры, но всегда присутствуют пространные описания чувств и размышления.



"Символика католической церкви, ее церемониал были Моцарту хорошо известны. А вот таинственные символы ложи были ему внове. Его как ребенка забавляли некоторые особенности масонских обрядов, и это вполне отвечает его характеру."



Вообще, масонство и Моцарт - тема или загадочная, или почти неважная для анализа музыки.

Существуют научные работы, посвященные  масонской музыке моцарта, но несмотря на обилие материала, я так и не поняла в принципе, что вообще такое масонская музыка.

Более того, по определению разных масонов сама по себе музыка как вид искусства является масонством!

практически же речь идет о музыке ритуальной: эпической, торжественной, с оттенком мистики.  Как правило,  цель ее - сопровождать либо обряд посвящения, либо смерть одного из братьев.


А кроме этого, есть, например, точка зрения, что Моцарт в масонстве разочаровался и перешел в братство баварских иллюминатов, . И, дескаьт, "Волшебная флейта" является не прославлением ордена а наоборот, пародирует его слабости. (Я обрадовалась этому открытию, т.к. меня раздражал всегда пафос Зороастро и всё сопутствующее...)



Есть точка зрения , что Mоцарта масоны-то и убили, за измену ордену! И черный человек, заказавший "Реквием", был предупреждением именно от них!.

(На самом деле, причина смерти Моцарта так и не ясна - на сегодняшний день выдвинуто около 155 возможных причин, в том числе, самыe скандальные,  но ни одна из них не может быть доказана. Даже череп, найденный относительно недавно и якобы принадлежащий ему, не может быть полностью идентифицирован, поскольку оба из оставшихся сыновей не оставили наследников.)


Факт, что все последние годы Моцарт вращался в масонской среде. масон Пухберг постоянно ссужал его немалыми деньгами( после смерти Моцарта он долг тут же списал), Шиканедер заказывал ему оперы, ван Свитен, как я уже упоминала, опекал и доставал учеников...

  Музыка, написанная  Моцартом для масонских ритуалов полна достоинства и глубины, эпического величия,





а здесь  просто мистически приближается к Баху:






И, конечно, одним из восхищавшимся им масонов был тот, чьи связи с Моцартом действительно оказались интересными, и настолько интересными, что это я и сделала темой сегодняшнего рассказа:



это Иоганн вольфганг Гете.

Еще, слушая "Aдажио и фугу", я  представляла себе







Круча над кручею,

Чаща дремучая

С пнями, корягами,

Мхами, оврагами.

Воды – живители

Пустынножителей.

Львы к ним у пропасти

Ластятся с кротостью,

Чтя сокровенное

Место священное.







Как же я удивилась, прочтя, что Гете считал: единственным композитиром, который может написать музыку для "Фауста", является Моцарт.


продолжение следует
Tags: Моцарт, музыка, на ниве просвещения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments