semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Иоганн.3.

продолжение

http://humorable.livejournal.com/225306.html
http://humorable.livejournal.com/225653.html


Гете и Моцарт познакомились детьми, во время концерта последнего


"Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

- Ты так замечательно играешь! - сказал он юному музыканту. - Мне никогда так не научиться...

- Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. - Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову...

- Не знаю... Мне в голову приходят только стихи...

- Вот это да! - восхитился малыш. - Наверно, писать стихи очень трудно?

- Да нет, совсем легко. Ты попробуй...



Как слащаво ни выглядит эпизод в данном изложении, но факт встречи подтвержден самим Гете.


Кроме этого, у Моцарта есть песня на стихи Гете "Фиалка" - она малоизвестна,  упомяну о ней из-за необычности формы.
Написана песня не в обычной куплетной форме, а в сквозной : Моцарт каждый раз дает новый тематический материал, в соответствии с изменениями текста.







"Шуберт", - сказала бы я на музыкальной викторине "Угадай мелодию".

 Потом залезла в источники - да, "Фиалка" - это первый в истории музыки Lied!


Hо, оказывается, Гете и Моцарта роднило много больше.

И даже на тему их сходства и взаимодействия два года назад в Вене организовали выставку под таким названием.
Оба интересовались разнообразием природы, астрономией и техническими новинками своего времени, а также  связями между светом, цветом и звуком.


Не у кого иного, как  Гете оказалась рукопись неоконченной фантазии до-минор( K396)





Именно этот фрагмент Гете предложил сыграть юному, двенадцатилетнему Мендельсону, которого привезли в Веймар.

Это сейчас исследователи считают, что на самом деле фантазия являлась сонатой - и не для фортепиано, а для дуэта со скрипкой.

В привычном же виде, дописанная Штадлером, она потрясает непривычными, романтическими чертами: сентиментальностью мелодии, обилием хроматизмов, виртуозными колористическими пассажами, диссонансными задержаниями в аккордах.





Как директор придворного театра в Веймаре, Гете  организовал 282 оперных представлений моцарта, включая  "Дон-Жуана" - 68 спектаклей!.



(Кстати, на картинке рядом с Гете - не Моцарт, а Шиллер.)


И, я думаю, именно Моцартовский "Дон-Жуан" навел Гете на мысль о том, что Моцарт мог бы преуспеть в воплощении "Фауста


«Надежды, которые возлагались вами на оперу, вы могли бы недавно увидеть в полной мере осуществленными в „Дон-Жуане". Зато эта вещь и стоит вполне изолированно; после смерти Моцарта исчезла всякая надежда на что-либо подобное».





продолжение следует
Tags: Моцарт, музыка, на ниве просвещения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments