semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Иоганн.6

продолжение
Начало в:







В поединке греха и закона, вина и камня, чувства и долга, конечно, симпатии зрителя на стороне первых членов словосочетаний.

Hа самом деле, поединка - два. Первая сцена оперы - и последняя ( или предпоследняя, чего мое эстетическое чувство принимать не хочет!)

В первой сцене Дон-жуан убивает Командора - отца обесчещенной барышни.

в последней - отец убивает его.

И слова Дон-жуана:

"Коль ждешь ты смерти,

то вот она!"


звучат на ту мелодию, которой в конце Командор извещает Дон-жуана о возмездии
:

"Кайся в грехах, несчастный, —

конец твой наступает!"






Образ Kомандора часто связывают с образом отца композитора, умершего незадолго до этого.

Mожет быть, Леопольд Mоцарт, будучи властным родителем при жизни, и преследовал сына "оттуда", но мне этот персонаж предстваляется орудием тех сил, которые стремились поймать душу Дон-жуана. Подобно "гетере Эсмеральде", подcтерегавшей Адриана Леверкюна в борделе.


Командор буквально лезет на рожон - в некоторых постановках он убит своим же орудием, или случайно. Нелепая и ненужная жертва, которого используют , как гроб, как ловушку

В финальной сцене он служит опять же "конвоем" по препровождению Дон-Жуана в преисподнюю.

И нередко используют статую, озвученную голосом, или же подобие статуи. Где-то он зомби, в Пражской постановке театра марионеток - Голем.



Правда, Дон-Жуан тоже предстает - то сексуальным маньяком, то мафионером, то надменным дворянином, то хулиганом.

Сцена их первого поединка - первое еще не противостояние, но противопоставление жизни и с,ерти.

Командор

Бейся же!

аступает на Дон Жуана. Тот вынужден обнажить шпагу.)



Поединок, бегство, ссора, темпераментный диалог, крики донны анны - все это жизнь.

В тот же момент, когда командор смертельно ранен, нам не нужно вербального подтверждения этому. Музыка "переключается" на другую волну внезапно.

начинается совсем другая история, как это часто бывает у моцарта - без всякого перехода: аккомпанемент трехдольных арпеджио ( как в "Лунной" бетховена!) означающий оцепенение, монотонность времени, песочные часы, таймер. На его фоне звучит трио - поют одновременно Командор, Дон-жуан и Лепорелло. Смертью Командора трио обрывается, причем не на тоническом - завершающем аккорде, как внезапный обрыв.



Поединок же финальный, основанный на музыке увертюры - победа закона. Дон -Жуан - гордый романтический герой, не сдается до последнего. Бороться с высшими силами невозможно. Судьба его предрешена, и он находит в себе силы принять ее достойно.


Существует, как я уже говорила, множество оригинальных, страшных, жутких, забавных интерпретаций сцен с Командором.
https://youtu.be/dK1_vm0FMAU
https://youtu.be/ONX15zva31Y
https://youtu.be/rPEMZLJJ--s
https://youtu.be/IptAkeiLzwU
https://youtu.be/2Hf9z0qoE50


Я выбрала именно этот вариант - Клаудио Аббадо в Ферраре - из-за своего любимого исполнителя - это Саймон Кинлисайд.



Вот здесь эта постановка записана в лучшем по качеству варианте и полностью:
https://youtu.be/nV1yNgiEvIQ
Tags: Моцарт, музыка, на ниве просвещения, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments