semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Иоганн.8.

продолжение
Начало в:




Донна Эльвира - одержимая ревностью, котроую пытается представить как раскаяние.

Мне кажется, по музыкальному материалу она обходит донну Анну.
Ей полагается роль героини - и героическая ария.

Но поскольку раскаяние ее бессознательно лицемерно, то и героическая ария слишком серьезна. Исполняют ее все по-разному, музыка волшебная.
Чечилия Бартоли, например, подчеркивает ложность пафоса:

Hе будучи в состоянии забыть неверного любовника, донна Эльвира  постоянно оказывается с ним рядом, пытаясь "вразумить".
Судя по тому, что она путешествует одна и наряжается в мужское платье, она не так юна, как остальные дамы.
Думаю, если бы Дон-жуан уцелел, то женился бы на ней в конце концов. Она "слишком много знает" , и он к ней уже привык.



Церлина - tabula rasa, готовая и к греху, и к праведности.

Прелестная девственница.
Вроде бы по наивности можно найти некоторые аналогии с Гретхен, но- увы!
Соблазнить ее легко, и забыть тоже.

Мне интересно стало сравнить Церлину, донну Анну и донну Эльвиру.
Церлина и донна Анна - обе невесты, донна Эльвира по Мольеровской версии соблазнена ДОн-Жуаном в монастыре.
Не смогла на скорую руку найти отличия в брачном возрасте крестьян и дворян Испании 17-го века; не знаю, моложе ли Церлина донны Анны. В любом случае, она наивна и слаба. Обе донны активны, страстны, напористы, Церлина же мягка, как воск.
В итоге единственная реальная любовная сцена с участием ДонЖуана - его дуэт - маленький, дуэттино - с Церлиной.
"Ручку мне дай, красотка" - демо" процесса обольщения.
Дуэт "дышит" негой. О, как бы хорошо быть соблазняемой под такой голос:


Или под такой:






Оттавио и Мазетто - два стандартных представителя "обманутых мужей" - предсказуемые, скучные, живущие "по правилам".
Их цель - оттенить и подчеркнуть харизму соблазнителя.


Вообще, помимо поединка "вина и камня" вся музыка оперы пронизана страстсью и азартом  страстью мщения, погони, сексуальным началом.

На самом деле, в течение всего представлениаы развратнику не удается совершить ни одного настоящего развратного действия.

"... В предшествующих „Дон-Жуанах“ [литературных] шло непрерывное развитие действия. Его двигала подобная часовой пружине неустанная энергия главного героя, в то время как другие действующие лица то появлялись, то исчезали, иногда навсегда. „Дон-Жуан“ Моцарта более статичен. Герой переживает кризис... Все вокруг препятствует ему. Действующие лица, традиционно составляющие фон (Мазетто, Церлина), здесь имеют принципиальное значение, почти равное значению других персонажей. Целое отличается монументальностью... Все кажется увеличенным, деформированным напряженностью и почти чрезмерностью музыкальной экспрессии."







продолжение все еще следует!

Tags: Моцарт, музыка, на ниве просвещения, опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments