semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Иоганн.9.

окончание

Начало в:






В музыке оперы нет каких-либо стилевых новаций.

Моцарт просто шел за драмой и выражал ее в музыке так, как считал подходящим.

" Остро ощущая мириады проявлений человеческого поведения, он сумел отобразить их   в импульсивном музыкальном языке."


"Оркестровка, которую создавал Моцарт, прежде всего определяется следующим: а
зачем это и каков смысл того или иного инструмента, чтó он должен
делать в партитуре (как реальное действующее лицо драмы или
комедии"



Поэтому, если мы говорим о принадлежности Моцарта к венской классической школе, то это  стиль высказывания и временные рамки.
А насчет идеологии  - у меня есть сомнение.

К классичности Моцарта я бы относилась как в значении "идеальный высокий образец".



"Все быстротечное
Символ, сравненье.
Цель бесконечная
Здесь – в достиженье.
Здесь – заповеданность
Истины всей.
Вечная женственность
Тянет нас к ней
."



--------------




Дон-Жуана и Фауста, как оказалось, часто ставят рядом.
Отмечая их сходство - и противоположную направленность.
Оба они - народные герои-грешники: развратник и черникнижник.
Преодолевая рамки, назначенные небесами, они пускаются во все тяжкие, каждый по-своему.
У Гете ученый, продавший душу дьяволу, не зря проходит разные опыты и переживания.
По-прежнему не сливаясь с толпой, он приходит к новому уровню единения с высшей силой.
Дон-Жуан Моцарта/Да Понте лишь утверждается в своих убеждениях. Но "примитивный мачоизм" тем не менее вызывает симпатии аудитории. Смелость , с которой он отстаивает свое уже на пороге ада, неслыханна!

"Вечная женственность"  (Ewig-Weibliche)  , ускользающая от Фауста и "вечная пустота" ( Ewig-Leere), о которой говорит Мефистофель...

Разве не та же проблема мучает Дон-Жуана?
Сходство проявляется не только в образах, но и в стиле:

**************

Вольфганг Амадей Моцарт давно уже стал для нас образом, персонажем и символом. Подобно Фаусту и Дон-Жуану он тоже чувствовал неутоленность и жажду - удовлетворяя ее творчеством и никогда не переставая созидать. В поисках чего?
Он верил в свой гений, и ничего более нам знать не надо.





P.S.



Tags: Моцарт, музыка, на ниве просвещения, опера
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments