semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Петренко и Левит






Спешу написать - чтобы не забыть своих мыслей.
Вчера я ходила на комцерт:3-й фортепианным концерт Бетховена и "Пасторальная".
Солист - Игорь Левит, дирижер - Кирилл Петренко.


Полное блаженство, давно уже не переживавшееся наяву.
Я ведь всегда все анализирую, и в обычной жизни - пока не приду к каким-то выводам, не могу остановиться.
И тут - я наблюдала-наблюдала, вспоминала-ассоциировала, а потом музыка меня победила - и я повелась, махнув рукой на наблюдения.
Гармония - она ведь физичекое явление - как опьянение или оргазм.
3-й концерт Бетховена всем знаком, и его очень легко испортить.
Петренко начал его в несколько "квадратном виде", и я даже огорчилась: зачем подчеркивать немецкость? Может, испугался критики за "негерманский дух"?

Но постепенно квадратность преодолевалась - как из коробки вынимают какой-нибудь ценный предмет, осторожно разворачивают бумагу и вату- и вот он начинает играть на свету, и ты поворачиваешь его в разные стороны, и кажется, что так  еще красивее...
В комцерте немного мелодического материала. Поэтому расцветка его - дело исполнителей.
Игоря Левита я слушаю впервые.
Умный, чуткий пианист, обладающий целым мешком разных чувств и оттенков.
Речь не идет о тихо/громко, нежно/ жестко, страстно/ и т.д.
Я говорю о разных фактурах. Небольшой гаммообразный пассаж из шести нот, повторяемый трижды подряд, он играет в трех разных качественных категориях.
Можно уподобить это эффектам "Фотошопа" , которые меняют мгновенно не только цвета, или яркость, но создают вообще другой объект.

3начение слова концерт - как всем нам известно - соревнование. Понятно, что от первоначального смысла мы ушли довольно далеко.
Ну, пусть будет диалог.
Он не так часто случается в исполнениях. К сожалению,  в большинстве речь идет о том, чтобы звуковой баланс не нарушался, и все попадали во все одновременно.
Максимум, настроение солиста и оркестра совпадает.
Вчера же был диалог. Особенно, во второй медленной части. Они меняли "тон" высказывания, как меняют его собеседники во время разговора. И, клянусь,это выглядело так, как мгновенная реакция на происходящее в реальном времени.
Третья часть получилась, как илюстрация моей моей уверенности в том, что именно у Бетховена встречается впервые тема "маленького человечка" - того, что так несчастен  у Малера.Я говорю и о побочной партии 17-й сонаты, и о побочной "Патетической"


"Пасторальную" исполнять, очевидно, тяжело.
Мелодический материал,как и в Концерте, минимальный.
Я уже говорила своим слушателям, что начинающаяся глухота, мне кажется, повлияла на количество тематических повторений у Бетховена. Словно, не будучи уверен в том, что написанное звучит хорошо, он повторяет его снова и снова, в разных тембрах и регистрах.
 Гармонического разнообразия тоже не наблюдается. Тем более, что деревенский жанр обязывает к простоте.
Вся динамика развития определяется оркестром.

А это уже чудо.


Я, вполне вероятно, не знаю, что такое настоящий немецкий дух.
Но я не раз говорила уже, что только попав на Рейн, в Таунас и Шварцвальд, я поняла, что хотели передать Бетховен, Шуберт и немного Шуман.
"Мягкая сила" - так бы я определила стиль дирижирования Петренко.
Это настроение как раз я и почувствовала в немецкой природе: непрерывное движение реки, округлые зеленые холмы, бесконечные леса - архитектура пантеистского храма, где Бетховен чувствовал себя именно так - в благоговении и восторгe.
Кириллу Петренко удалось передать это ощущение, и оркестр показал себя во всем блеске.
Тени и дымка, и порывы ветра, и другие дурацкие описания природы, которые я терпеть не могу, все это было слышно и видно!
По-моему, такого идеального звучания ( ну, была парочка микроспических совсем, лаж) я не слышала у нашего оркестра вообще никогда.
Да простят меня разные прекрасные дирижеры.
Жесты у него ясные, компактные и тоже помогают зрителю/слушателю понять замысел.

Самое трогательное в течение вечера случилось в начале и в конце.
От первого у меня всегда случаются слезы - я вступаю, видимо, в пору гормональных бурь - "А-Тиква" в открытии сезона. Петенко предложил  впечатляющий вариант, вложив в окончание - повторение двух последних строк - трагический и торжественный дух.
А в конце - бурные овации оркестрантов - ногами. На моей памяти они никогда так активно не проявляли своей радости от получившегося исполнения.
Tags: igor levit, kirill petrenko
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments