semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Берлинская баллада. Беттина Брентано-4.




Беттина много общалась -  с писателями,  королями, музыкантами, и даже с Карлом Марксом.
Она сохранила свое ребяческое поведение, и Карл Гуцков, побывав у нее в гостях, оставил красочное описание 54-летней дамы :






"Серая ночная сорочка, без намека на элегантность...
Беттина - среднего роста, легкая, худощавая, в юности напоминавшая газель. У нее до сих пор красивые газельи глаза, но вместе с тем - дрожащий, неуверенный взгляд животного..."Красивые черные волосы", я бы сказал - римско-католические волосы выражаются двумя локонами, болтающимися на лбу и выглядящимии, словно  пережженный парик.. Локоны не желают держаться, трепеща, как поросячьи хвостики.



Тем не менее харизма Беттины очаровывала и в старости.


Роберт Шуман и Беттина встретились в 1853-м году. Ей было уже за шестьдесят.
Для композитора она была культовой фигурой, гранд-дамой литературного романтизма.
Клара Вик же его энтузиазма не разделяла, т.к. ранее Беттина отозвалась о ее игре не особенно благосклонно.
Но во время визита она, по воспоминаниям самой Клары, взяла ее руки в свои и долго глядела ей в глаза, так, что Клара сменила гнев на милость.
Поэтому, когда позднее композитор был уже в лечебнице, Клара с благодарностью приняла желание Беттины навестить его там.
Беттина побывала в Энденихе  в конце апреля 1855г и написла затемКларе о своих тяжелых впечатлениях. Она описала Шумана как единственное разумное существо в этом заведении и рекомедовала Кларе забрать его домой как можно скорее. Лечащего врача  назвала "ипохондриком, который сам болен ментально".
Ее рекомендации произвели впечатление, но было непонятно, судит ли Беттина по своим впечатлениям либо приняла точку зрения Шумана. В конечном счете, решение было за Кларой. Она встретилась с доктором - "ипохондриком", тот объяснил ей, что положение ее супруга улучшилось, но по крайней мере до зимы он должен остаться в Энденихе.
К концу лета состояние Шумана ухудшилось. И более не улучшалось. К зиме он уже никого не узнавал
После смерти Шумана Беттина сказала немало горьких слов в адрес Клары, считая, что неправильное лечение погубило его.
Истина нам неизвестна, но в любом случае последнее произведение Шумана для фортепиано - цикл пьес "Песни рассвета" по мотивам поэзии Гельдерлина - посвящен "возвышенной поэтессе Беттине".
Этот цикл оставляет очень тяжелое впечатление. Какие-то логические связи нарушены - и в развитии формы, и в гармонической последовательности.
Но им присуща хрупкая неустойчивость - та же, что присутствует в поздних произведениях Брамса и Шопена: образ прекрасен, но очертания уже размыты и исчезают на глазах.


Как описано у несчастного безумца Гельдерлина:

О, города Евфрата!
О, улицы Пальмиры!
Леса колонн среди пустынь великих,
Что стало с вами?
Когда переступили вы
Положенные смертным рубежи,
Пожрал вас яростный огонь,
Низвергнутый с небес;
Вы превратились в дым.
А я теперь сижу под облаками
Недвижными, спокойными, под сенью
Раскидистых дубов,
Где бродит лань, и чуждыми
И мёртвыми мне кажутся
Блаженные духи.








С Листом Беттина встречалась примерно в то же время, и начав однажды спорить - как всегда, объектом спора явился Гете -  они поссорились. И как бы потом Лист ни старался помириться, Беттина не могла ему простить слов: для меня слова любого иезуита более ценны, чем весь ваш Гете!"
Позже Лист узнал об интригах в Веймаре, которые Беттина стала плести в обществе, и контактировать с ней перестал совсем.
Брамс посвятил Беттине свои песни опус 3 - в знак уважения к ней, как к музе романтичекой поэзии.



В поздних статьях Беттина  ратовала за эмансипацию женщин и евреев, а также за отмену смертной казни.





А теперь вернемся к Саре Леви.
Tags: bettina brentano, rahel levin
Subscribe

Posts from This Journal “rahel levin” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments