semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Берлинская баллада. Сара Леви.


Но стыдиться мне нечего; об этой даме мало, кто знает. И главная информация появилась только в последнее десятилетие, и мало-помалу ее слава "набирает обороты".




Урожденная Сара Итциг, сестра Беллы Итциг.
Дочь Беллы, Лея вышла замуж за Авраама Мендельсона, одного из сыновей Мозеса.
Феликс и Фанни - ее дети.
Таким образом, если Белла является бабушкой знаменитого композитора, то Сара - двоюродной бабушкой.

Она в христианство не перешла, и будучи бездетной, все свои средства завещала еврейскому сиротскому дому в Берлине.

Девушкой Сара училась игре на клавесине и фортепиано, десять лет. Обучал ее Вильгельм Фридеман Бах. И его последнее сочинение  - кантата "Cantilena Nuptiarum consolatoria" -  написано было как раз к свадьбе Сары с банкиром Самyэлем Леви.

После того, как Сара вышла замуж , она еженедельно вела музыкальный салон.
Детей у нее не было - она воспитывала трех сирот-племянников ( одним из них был Мориц-дуэлянт) и выступала в концертах  - как солистка, и с с оркестром, исполняя произведения Баха, его сыновей и других композиторов.

Вероятно, юный Феликс не слышал ее игры, т.к. после пятидесяти Сара выступления прекратила.

Тут еще один пункт.
Когда говорят о том, что Бах после смерти был забыт, и "воскрешен" только через сто лет,  то картина не совсем точна.
Музыканты знаки его произведения, учились по ним - и Моцарт, и Гайдн, и Бетховен. Широко же известен Бах действительно стал позже.
Но есть еще один аспект: Мендельсону  путь к Баху проложили люди, подобные мадам Леви - буржуа-почитатели Баха - а точнее ,евреи из семьи Итциг и Мендельсон.
Помните рассказ о триумфальном приеме Баха на прусском дворе,в Потсдаме, когда сам король вышел его встречать?

При этой встрече, вероятнее всего, присутствовал Даниэль Итциг, отец Сары.
Он был придворным евреем при Королевском дворе. Иными словами, главным финансистом.
Но то, за что за сто лет до этого казнили Eврея Зюсса, Итцигу принесло почет и уважение.
Если же мы вспомним, что старый Бах приезжал вовсе не к кoролю, но к сынy - Карлу Филиппу Эммануэлю, который двадцать лет при том же дворе служил клавесинистом, то придем к выводу:  Даниэль Итциг понимал, что такое Бах.

  Для обучения своих детей музыке он нанял Кирнбергера, одного из самых известных баховских учеников.
У него, кстати, брал уроки теории музыки и сам Мозес Мендельсон .
И когда в 1804 году умерла последняя представительница династии Бахов - Анна Каролина, и  ее имущество продавали с аукциона, то Мендельсоны и Итциги решили купить все ноты - а там были не только все сочинения КФЭ, но и ИС - более ста автографов - партий и партитур: кантат, "Страстей" и др. Купить не для себя, а с целью передать их в дар Певческой Капелле, открытой в Берлине в 1791 году.






Eе возглавлял Карл Фридрих Цельтер - известный музыкант, автор более двухсот песен  - и у него есть " Миньона" !
(Беттина фон Арним с ним тоже зналась и называла его "Цезарем пульта" и "Наполеоном академии".)




...выходит, что без папы-Мендельсона баховское наследие могло дойти до нас совсем другой дорогой: неизвестно, когда , и неизвестно, в каком виде...
И отсюда - прямой посыл к тому самому судьбоносному исполнению "Страстей по Матфею".


Цельтер  постоянно играл на уроках отрывки из месс, пассионов и кантат.
И, конечно - своему любимому ученику Феликсу.
Это он познакомил двенадцатилетнего Мендельсона с Гете ( мы  говорили об этом в связи с автографом неоконченной "Фантазии ре-минор" Моцарта)
.
Уже в 14 лет Феликс умолял Карла разрешить ему исполнить "Cтрасти" целиком, но Цельтер считал, что это будет слишком тяжело для публики.
И только через пять лет, в 19-летнем возрасте Мендельсон совершил задуманное.
Сама Сара также собирала ноты, которые завещала Капелле. И музыкальные инструменты. После окончания войны Советская армия конфисковала архивы, и только в 2004 году, через Киев эта коллекция вернулась в Германию.

Помимо репертуара для клавира и камерного ансамбля , там есть и партитуры, и партии - большой дом Сары Леви ( если я не ошибаюсь, сейчас на его территории расположен один из корпусов художественного музея Берлина) позволял разместить в одном из залов оркестр.
Но отдельный раздел - работы Баха и сыновей.
Сара не только организовывала исполнения их музыки, она заказывала им произведения и была их главным патроном.
Сара поддерживала В.-Ф. Баха  материально последние 10 лет его жизни. Потом она завязала такие же отношения с КФЭ, а после его смерти и с его вдовой...

И  последнее сочинение К.Ф. Баха написано по ее заказу - концерт для ф-но, клавесина и оркестра.



Эта музыка вполне могла быть интерлюдией для бесед в салоне Сары Леви, которых посещала берлинская интелллектуальная элита...
Он не был столь знаменитым, как другие салоны, и Сара не могла сравниться с Рахелью или Беттиной по степени их славы и влияния.
Имя ее оказалось забытым на двести лет.
Но смысл ее жизни был чист и принес плоды, которые до сих пор не оценены полностью.

Она оказалась настоящей служительницей искусства, и разве не стоило сразиться на дуэли в защиту ее имени?
Tags: bettina brentano, rahel levin, sara levy
Subscribe

Posts from This Journal “rahel levin” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments