semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Старые песни о главном

После вчерашнего посещения Трубадура" я пришла к выводу, что Верди - композитор, не понятый до конца.
Оперы его страдают от отсутствия балета в постановке.
Все ритмические "ум-ца ум-ца", противоположные смыслу текста, можно объяснить только тем, что композитор представлял себе ангелов кордебалета, иллюстрирующих душевные страдания героев.

Когда мы проходили "Аскольдову могилу" Верстовского, то меня сильно веселили вставки экзотичеких танцев, единственным предварением которых был клич, обозначенный в клавире, как
"Валахи идут!".
 "Цыгане идут".
Но у Верди ведь реформа - так что трагедия вполне может иллюстрироваться в хореографии.
Еще я поняла, почему "веристы" получили такое название.
Чио-Чио-сан, Мими и другие несчастные дамы вызывают сочувствие и выжимают слезу даже у Джулии Робертс.
А вот Азучена и ее несостоявшаяся невестка нам безразличны, потому что "так не бывает".
И весь Тоска не менее нелепа, чем Леонора, но на создание ее образа Пуччини тратит столько музыкального материала, что устоять невозможно.
А у Верди хороши "песни", как прекрасные произведения, не связанные ни с образом, ни с сюжетом. Три-пять прекрасных песен о "главном", а вокруг - "общая картина движения".
Xор пленных евреев так же хорош, как хор цыган - не имея специфики еврейской либо цыганской.
Опера была написана в 1853-м .

И если вспомнить, что "Лоэнгрин" поставлен тремя годами ранее, то как-то симпатии однозначно адресуются Вагнеру.
Я даже вспомнила Антона Ивановича, кричавшего, что Верди - шарманщик!
Шарманщик - не шарманщик, но жанр - однозначно легкий.
И хотя  любимый Юрий Сергеевич Фортунатов хвалил оркестр Верди за творческую смелость - например, за одну из самых удачных сцен оперы -когда Леонора слушает хор "Miserere" у стен тюрьмы и слышит, как Манрико в камере поет бесстрашную песнь о смерти - та присоединюсь к Стасову и Римскому-Корсакову, которые тоже не поняли и обвинили композитора в "возмутительной банальности".
Думаю, дело в том, что есть красоты, видимые только в партитуре. А есть то, что слышно и впечатляет слушателя, не заставляя его задумываться о составляющихи анализировать. В опере так должно быть.


 *******

Теперь о постановке.
Чего сказать хотели режиссер и художники - не знаю. Думаю, отработать гонорар.
Палки, как решетки тюрьмы, и они же -  костер. Нейтральные до предела.
Скромное использование видео выразилось в пирамидальных деревьях, колышащихся от ветра - то ли кипарисах, то ли пиниях.
Чего это они качались, как былинки на ветру - не знаю. Cначала - две, потом - одна, потом в конце - много, но за занавесом.



Костюмы - нейтральные и банальные до предела.



Единственное, что резануло глаз - обнаженная грудь раненого Манрико. Может, у Густаво Порта, основного исполнителя она брутально-эстетична. Но на грудь Альфреда Кима  - добротного сильного тенора, если по-честному - было просто неприятно смотреть .

Оркестр всегда прекрасен, когда дирижирует Даниэль Орен. Прекрасный Даниэль Орен.
Хор не облажался, и за это им тоже спасибо.
ансамбли солистов также звычали хорошо и сбалансированно.
Самой гадкой оказалась Азучена. Ужасная, не владеющая голосом, фальшивящая безобразно, прямо по ходу сползая и виляя между нотами. Не хочу называть ее фамилии, можете зайти на сайт и посмотреть.
А ведь это самый интересный персонаж - безумная бабка, с девичьими песенками, никак не инфернальными.
Посылающая на смерть своего сына дважды. Такое нечасто встретишь!

А спасла представление Динара Алиева- Леонора. Вот ее назову, т.к. прекрасна. Обладательница сладостного совершенно сопрано, такого медово-безупречного.
И красивая.




В Израильской Опере это ее первый сезон, и надеюсь, будет продолжение.
Ради нее поставляю птичку.
И еще одну птичку - многочисленным старшним школьникам, заполнившим балкон.
И за мной в том числе целый ряд заняли дети.
Я расстроилась, и совершенно напрасно. Они вели себя безупречно, как знатоки, без единого шушушу,  с начала до конца.
Я даже хотела похвалить их, но потом решила, что пусть для них это поведение останется нормой, а не из ряда вон выходящим.
Tags: опера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments