semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Гензель и Гретель. 2.

начало:
http://humorable.livejournal.com/240329.html


Авраам Мендельсон влюбился в Лею Соломон в период, когда они оба были в Париже.





В ней он не ошибся: помимо приятной внешности и прекрасного образования она обладала, с одной стороны, скромностью и другими женскими добродетелями, а с другой стороны - сильным характером, позволившим ей  построить  семью и воспитать четверых детей в  духе просвещения, моральных устоев, в ощущении любви и близости в семье,
Авраам Мендельсон женился в начале  финансовой карьеры, доказав впоследствии свою предприимчивость.

Женившись, он открыл на паях банк внесте с родственниками;  во время войны с Наполеоном братья Мендельсоны давали огромные суммы на экипировку и на госпитали.

За это после войны Авраам был выбран городским консулом, а от Франции Meндельсоны получили огромные репарации.
И Цельтер, представляя Авраама в письме к Гете, пишет:
Авраам и Лея очень старались дать детям достойное образование, и музыкальное в том числе.
Лея сама была прекрасной пианисткой, обучавшаяся в свое время у Иоганна Филиппа Кирнбергера - ученика Баха.

И, рассказывая о рождении Фанни,  Авраам пишет: " Лея воскликнула: у малышки  пальчики -  словно для фуг Баха!"


Феликс родился через четыре года (1809),  еще через два - сестра Ребекка (1811), и последним - Пауль (1812), еще через год.
Всех детей учили музыке, и они часто музицировали вместе, но Фанни и Феликс оказались настоящими вундеркиндами - с феноменальной памятью и слухом, а также с невероятной восприимчивостью.


Первой учительницей музыки была сама Лея.
В Париже в течение нескольких месяцев  детей отдали на занятия ф-но к мадам Mари Бижо де Морог ( знаменитой пианистке, прославившейся первым исполнением "Апассионаты", после которого Бетховен признался, что и не предполагал того смысла, который вложила в исполнение мадам Бижо, и подарил ей рукопись) и скрипачу Пьеру Байо - на камерный класс.
В этом же, 1816 году детей крестили.



Говоря в прошлой серии постов о массовом переходе иудеев в христианство ( не таком уж массовом, как оказалось, и только в среде богатых столичных евреев), я хочу уточнить, что, помимо карьерных соображений и моды, существовали и инстиктивные заботы о самосохранении.
Cлучай первого типа - как оказалось, и в "гнезде" крепких верой иудеев - Ицигов - нашелся в ироническом описании Гейне:



(на немецком и английском языках издевка не такая зверская: Hitzig - Heilige и Holy, соответственно)


Но Авраам Мендельсон, например, пережил детские унижения и страх, когда, гуляя с отцом по улицам, он слышал крики детей - "жиды!" под стук и свист бросаемых им вслед камней.
После несколькиx  таких эпизодов они перестали гулять по улицам.
То же произошло и с детьми Авраама - в период восстания 1813.
После сомнений и угрызений совести решение было принято.
О колебаниях говорит письмо, написанное Аврааму Якобом Бартольди, братом Леи.
Он крестился, поменяв фамилию "Соломон" на "Бартольди", по названию поместья, в котором жил.
Якоб пишет следующее:

Предлагаю тебе взять имя Мендельсон-Бартольди, с тем, чтобы отличаться от других  мендельсонов. И в то же время, это сохранит семейную память. .."


Крещение детей скрыли от бабушки Беллы; в те времена  поколение родителейдалеко не всегда относилось с терпимостью к решению детей : за переход в христианство лишали наследства и пр.

Одна из семейных легенд семьи Мендельсонов - это, когда маленькая Фанни сыграла что-то особенно удачно для бабушки Соломон, и та спросила: что внучка хочет в награду? Фанни сказала: прости дядю Бартольди.
Белла расстрогалась и действительно простила Якоба, объяснив причину

.
Hадо сказать, что отношения между дядей Бартольди и племянницей действительно сохранились теплыми на всю жизнь.
Ко дню конфирмации отец написал Фанни письмо - о божественном

.
Подобно моему знакомому португальскому коммунисту, жившему в СССР и в период перестройки переквалифицировавшемуся в антикоммуниста (oн объяснял другим португальским коммунистам, что раньше было хорошо, а будет еще лучше) Aвраам говорит:  да, наши предки были иудеями, но теперь все прогрессивные люди - христиане, и потому мы тоже.

Xристианство  - лучше, потому что оно передовое, "вера самых цивилизованных людей, и не содержит ничего, что могло бы направить нас в дурном направлении, и  напротив -  то, что ведет нас к добру, терпимости, даже, если в ней (религии) нет ничего, кроме образа спасителя, понятого столь немногими..."

И элегантно заключает: я не знаю, что такое "бог", но я знаю, что он есть; и лучшее доказательство - твоя мама!

Крещение помоглo, возможно, семье, в отношении статуса и ведения дел.
Но "осадочек" никуда не делся.

В письме к Гете Карл Цельтер так описывает своего  Феликса:
(Особенно ироничным это выглядит на фоне истории о приобретении баховских сочинений Мендельсонами. Оказывается, вначале были приобретены и переданы в дар Певческой академии Cюита соль мажор и 10 кантат. A потом тот же Цельтер уговорил Мендельсона спасти и остальные сочинения, сказав так: "кто еще в наше время понимает в подобных вещах?")
Феликс не получил поста директора певческой Академии, например, исключительно из-за своей национальности, хоть и являлся любимым учеником умершего Цельтера, хоть и сделал для пропаганды немецкой музыки больше, чем кто-либо.

Об отношении нацистов к Мендельсону известно.
А ведь  именно его Ницше, противопоставляя музыку евреев и немцев В письме к Петеру Гасте в 1888 году, упоминает, как контрастное исключение: "в нем, говорит он, и только в нем можно найти присустствие великого немца, который был более европейцем, чем немцем, а еще более - человеком мира - Гете."

Памятник композитору в Лейпциге, разрушенный в пеpиод третьего рейха, был восстановлен только в 2008 году.



продолжение следует
Tags: fanny mendelssohn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments