semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Гензель и Гретель.3

начало:

http://humorable.livejournal.com/240329.html
http://humorable.livejournal.com/240556.html







В Германии учителями Феликса и Фанни были ученик Бетховена Людвиг Бергер и "бахианец" Карл Цельтер.

На самом деле, занимались с ними и другие: например, Мошелес, ставший для Феликса впоследствии другом-патроном...




Я уже говорила о крайне уважительном отношении  к образованию в семействе Мендельсонов.
В сочетании с привилегией нанимать лучших учителей, не скупясь на гонорары, практика дала прекрасные результаты.
Филологию преподавал детям знаменитый Карл Гейзе, отец Пауля Гейзе, лауреата Нобелевской премии по литературе.
Помимо современных языков они знали и древнегреческий, читая в подлиннике Гомера.
когда Феликсу понадобились уроки органа, то приглашен был Август Бах ( не имеющий, кстати, связи со знаменитыми однофамильцами), придворный музыкант.
Мы говорили о близости семей Ицигов и Мендельсонов к творчеству Баха. Эта традиция сохранилась и в воспитании Фанни и Феликса.

Карл Цельтер, считавшийся преемником баховского метода, обучил детей основам композиции, гармонии и полифонии.
Преданный немецкому искусству, трудолюбивый педагог, чрезвычайно плодовитый композитор, он не обладал особенно ярким талантом. Но настойчивость, старание и общественная деятельность сделали из него авторитет.
Уровень техники, который дети достигли ежедневными упраженниями, был чрезвычайно высок.
Поэтому сам процесс сочинения не представлял для них никогда сложностей.


Показательный случай: к свадьбе Фанни брат Феликс должен был написать музыку для органа, но из-за болезни - выпал в Лондоне из кабриолета, вывихнул ногу и т.д. -  не успел сделать этого.
Тогда Фанни, в течение "девичника", т.е., накануне дня бракосочетания  написала - по одним источникам, прелюдию для органа фа мажор, по другим - соль мажор, а оказалось, что сразу две: одну для входа, другую - на после завершения обряда.
написала, хотя органy ее не учили, она только присутствовала иногда на уроках Феликса.







Этот эпизод преподносится, как чудо, хотя таких прелюдий Фанни написала, наверняка,  десятки в течение многих лет обучения.


А поскольку Цельтер отличался педантизмом и учил их так, как учил его Фальш, ученик Баха - всем видам полифонической техники, начиная с хоралов и усложняя постепенно технику до фуг, то и Феликс и Фанни в полифонии чувствовали себя предельно уверенно.
Голосоведение у Фанни идеальное.




В 1818 году, когда Фанни - тринадцать лет, а Феликсу - девять, слава о них распространяется уже и за пределы семьи.
Феликс впервые выступает, как солист, с оркестром, Фанни выучивает в качетве подарка отцу двадцать четыре прелюдии Баха - к сожалению, мы не знаем - какие.
В одном источнике указывается первый том ХТК, вместе с фугами, в другом - без фуг, в третьем - без ХТК.
Вообще, в отношении Фанни очень много неточностей, как в хронологии, так и в фактах, в чем мы убедимся позднее не раз.
Но еще за два года до этого Цельтер пишет Гете о Фанни:




До поры до времени у Фанни и Феликса  -  общие учителя, занятия. Все время они проводили вместе, сочиняя, обсуждая, придумывая...
По мнению некоторых, именно тогда родился жанр "песни без слов": дети придумывали тексты к фортепианным произведениям...



Фанни и Феликса часто сравнивают с юным Моцартом и его сестрой Марией Анной - Наннерль, которые  вместе  гастролировали и рекламировались, как "пара вундеркиндов".

В какой-то момент Наннерль исчезла, как музыкант, а Вольфганг продолжал свой путь, продолжая переписку с сестрой на музыкальные темы... Мы не можем судить о степени ее таланта -  сочинений не сохранилось.











И в нашем рассказе на определенном этапе  Феликса продолжали развивать, расширяя рамки его знаний, Фанни же оставили при фортепиано и камерном вокале.
И хотя, стоило Фанни заикнуться о техничеких проблемах с цетвертыми пятым пальцами, тотчас же этим вопросам занялась мадам Бижо, и даже выслала ей новые этюды Крамера для упражнений,  Фанни позволено было считаться только пианисткой: такое занятие всегда украсит вечер или развлечет.


Дело заключалось не в бедности или богатстве, а в статусе семьи Мендельсон:

Так написал ей отец.

Он был очень требователен: самые величайшие достижения дочери вызывают у Авраама сдержанную похвалу, с непременным привосокуплением: надеюсь, что ты не остановишься на достигнутом.




Причем, если в разговорах с  Фанни соблюдалось консервативное  представление о  добродетельной даме из буржуазной семьи, то Феликс сумел вызвать у отца передовое отношение к профессии музыканта. Несмотря на многочисленные советы родственников ориентировать сына на "настоящую" специальность ( к слову, Феликс все-таки закончил юридичекий факультет университета, на всякий случай), Авраам верил в музыкаьную карьеру сына.
И, как пишет через много лет сын Фанни, Себастьян Гензель, неизвестно, достиг ли бы Феликс известности и славы так быстро, если бы не постоянная поддержка отца.





продолжение следует
Tags: fanny mendelssohn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments