semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Гензель и Гретель. 4

начало:


http://humorable.livejournal.com/240329.html
http://humorable.livejournal.com/240556.html
http://humorable.livejournal.com/240856.html


Феликс стал выступать с концертами, уезжать. С Фанни они переписывались длинными посланиями.
У обоих - прекрасный литературный стиль, как у многих образованных спвременников.
Из писем первого периода видно, как Фанни ощущает себя практически наставницей. Она, шутя, называет Феликса "сын мой".
Беспокоится о его здоровье, она сгорает от любопытства узнать о отом, как проходят его гастроли и встречи - в частности, с Гете, связь с которым у Цельтера была очень сильна. и именно к нему, в Веймар был совершен в 1821-м году первый "самостоятельный" визит Феликса с Цельтером, без родителей...Пробыли они в Веймаре две недели.
Известно, что Гете пришел от Феликса в восторг, назвав его вторым Моцартом.



Об этой встрече и об автографе неоконченной Фантазии Моцарта ре-минор я писала раньше.

Мендельсон играл много своего, импровизировал, в том числе и на темы фуг Баха - темы он помнил, а дальше - нет, и сочинял...
Гете выразил свой восторг, назвав себя Саулом, а Феликса Мендельсона - Давидом, рассеивающим плохое настроение своей музыкой...
Фанни расспрашивает  Феликса о всех деталях, а он отвечает очень подробно.
Немудрено: Фанни любила и читала Гете всю свою жизнь , и ко времени путешествия Феликса в Веймар у нее уже были песни на eго стихи .
Их не показали  сразу; очевидно, субординация соблюдалась строго.
Вначале ноты передали фрау Гете, а уж в ее исполнении поэт  выслушал песни
Oни очень понравились, и позже, в 1827 году,когда Фанни пожаловалась Гете, что не может найти подходящие стихи для песен, он послал специально для нее:
И когда в потайной тишине
Душу полнят мне нежные песни,
Я страдаю. Ее рядом нет,
Той единственной, с кем пел я вместе.
Если б только надеяться смел я,
Что поет она строфы мои..
Но в руке ее - ветка омелы,
Грудь полна ожиданьем любви.

Эту песню можно послушать по ссылке.


Вообще, музыкального материала для иллюстрации он-лайн не так много.
Часто исполнение не кажется мне особенно удачным, но выбирать не из чего!...

Xотелось бы показать еще одну песню на стихи Гете - "Ночной странник 2".

Текст известен у нас как "Горные вершины", в версии Лермонтова.
Но не все переводы наполнены лермонтовским покоем.
И в песне Фанни Мендельсон вечность совсем не  безмятежнa...





Песни Фанни часто выходят за рамки Lied. Она не идет вслед за стихотворным размером и  ритмом.
Мелодия строится по принципам баховских арий: непрерывной линией, обусловленной эмоцией музыкальной - от стиха берется чувство, а не форма.
Фанни писала песни на стихи Гете, Гейне, Уланда, Эйхендорфа всю свою жизнь; исполняли их иногда чаще ( где именно, и как - позже) , иногда реже.
В 1837-м году она пишет:



Трудно этому поверить, слушая, например, "Майскую ночь" на стихи Хельти::





В час, когда сквозь листву
Мирно луна блестит,
И на лес и луга
Трепетный свет свой льет,
И звенит соловья трель,
Я печально один брожу.
Счастлив ты, соловей,
В теплом гнезде своем,
Что подружка твоя
Возле тебя живет
И за песни в награду
Может нежно тебя лобзать.
И когда голубки
В чаще ветвей начнут
Ворковать о любви,
Я ухожу во тьму,
В сумрак ночи туманной,
Чтоб никто не увидел слез.
Где ты, счастье мое?
Скоро ль тебя найду?
Скоро ль ты мне блеснешь,
Словно заря во мгле?
И невольные слезы
Жгут мне сердце, струясь на грудь.
(перевод А.Машистова)



Дальше дороги Фанни и Феликса расходятся все сильнее.
Феликс совершает одно путешествие за другим, слава его растет.
Фанни скучает, пишет ему подробнейшие письма.
Ее великолепная память дает возможность описывать концерты в подробностях. Рассказ о репетициях "Страстей по Матфею", с детальным описанием номеров и особенностей воплощения показывает, что Фанни знала это произведение не хуже брата, и ее рекомендации сыграли важнейшую роль в исполнении.
Из нежно-материнского ее отношение переходит в стадию восхищения: она все время подчеркивает таланты брата.
Во время того, как Мендельсон находится в Лондоне, Фанни просит его описывать события, привосокупляя адреса - теперь у нее есть карта, и они с мамой могут представлять себе маршрут движения своего кумира.
Она продолжает писать, но исполнять свои сочинения она может только на воскресных утренниках в доме Мендельсонов.
Эти утренники - Sonntagmusiken - семья Мендельсонов стала проводить по образцу цельтеровских пятничных .
Вначале помещение не предусматривало масштабных концертов, но затем, после переезда на Лейпцигштрассе 3 - в этом доме Фанни прожила всю жизнь - появился зал, возможнoсть приглашать музыкантов из придворной капеллы.





Здесь Фанни продолжила традиции своих двоюродных бабушек: Сары, Фанни, Сесилии.
Особенно, Сары. Она так же, помимо огранизации и выбора репертуара, часто была исполнительницей на этих концертах, а затем и дирижером.
К слову, Фанни Мендельсон нигде больше не выступала с концертами, кроме одного благотворительного, о котором она добродушно сказала: меня пригласили, как всех дам...

Tags: fanny mendelssohn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments