semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Гензель и Гретель. 6

начало:


http://humorable.livejournal.com/240329.html
http://humorable.livejournal.com/240556.html
http://humorable.livejournal.com/240856.html
http://humorable.livejournal.com/240907.html
http://humorable.livejournal.com/241372.html







B период 1822-1828   Фанни сочиняла , выступала в воскресных утренниках и организовывала их.
Этим она продолжала заниматься всю жизнь и постепенно приобрела известность в Берлине.

Oчень много читала и хорошо понимала литературу.
Фанни тоже знакомится с Гете в 1822 году, на обратном пути из Швейцарии, куда Мендельсоны ездили всей семьей, включая и педагогов (и потеряв Феликса по дороге, в стиле "Один дома") .
Она оставляет о себе , очевидно, сильное впечатление - на стихи Гете Фанни писала всю жизнь, а "Фауста" читала, по мере выхода новых частей из печати и считая, что "эта книга никогда не будет окончена"

B 1827-м году происходит знаковое событие: в сборнике песен Мендельсона опус 8 опубликованы также три песни Фанни под его именем.
Вот с этого момента начинается казус - казус мендельсонова стиля, или казус Гензель и Гретель или кто такой "ф.мендельсон".
Три произведения Фанни, как я уже сказала, были опубликованы в сборнике Мендельсона опус 8. и еще три - через три года, в 1830-м году. – op.9
Две эти публикации дали повод утверждать, что в музыке Мендельсона - много сочинений фанниного авторства, а сколько - неизвестно, и именно в этом - причина его противодействия выхода Фанни в свет как композитора.
Тут, правда, точно известно, что публикация была с Фанни согласована, а во втором случае  ирония состоит еще и в том, что Фанни поручается составить и подготовить сборник к печати. Это значит, что теоретически она могла выбрать любое количество своих произведений и включить их .
Еще точно известно, что когда критика похвалила "Дуэт Зулейки и Хатема" как лучшее сочинение сборника, то Феликс тут же заявил, что авторство ему не принадлежит.

Аналогичная история много позже, 1842 произошла с "Итальянской песней", которую похвалил не кто иной, как королева Виктория, во время визита Феликса - его вообще очень любили в Лондоне. В ответ на комплименты - королева даже подготовилась и исполнила  это сочинение в знак преклонения перед любимым композитором - "Феликс, конфузясь, раскрыл авторство своей сестры".
Феликс, будучи  европейской знаменитостью, помещает сочинения сестры под своим именем, чтобы, мне кажется, защитить ее от возможных неприятных моментов. Потому что ругать безвестную даму легче, чем модного кумира. Так он защищает ее от возможных неприятных моментов.
Есть и другие , которые - их сейчас большинство - говорят, что, поскольку стиль Фанни и Феликса формировался синхронно, и сочиняли они часто вместе - то и анализируя стилевые особенности их музыки, надо их рассматривать вместе, как некий стиль-симбиоз - как Гензеля и Гретель, которые всегда вместе, всегда за руку, причем сестра - старше, мужественней и находчивей.

"Правда в том, что Фанни Мендельсон слышна в большинстве музыки Феликса. Другими словами, то, что слушатели распознавали, как мендельсоновское в течение почти двухсот лет, не могло бы существовать без влияния Фанни....Идея не нова, но беря в расчет этот фактор, мы видим , что так же возможно, что многое из музыки Фанни слышно в музыке Феликса.
В конечном счете, ни один из них не мог существовать без другого, и их общий музыкальный стиль оказывается общей твоеческой идентичностью - идентичностью Мендельсонов."




Поскольку из четырехсот шестидесяти шести , известных сегодня опусов Фанни чуть больше десятка были изданы при жизни и через несколько лет после смерти , и издавались они только в последние годы, как видно на этой, плохо снятой странице





то произошла путаница в подходе. Cкажем, опус 2, которых у всех приличных композиторов означает робкое пубертатное творчество, у Фанни  -  строго отобранные несколько пьес, лучших, по ее оценке.

Вообще, списки ее сочинений -

http://imslp.org/wiki/List_of_works_by_Fanny_Hensel
https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_compositions_by_Fanny_Mendelssohn

- неточные, неподробные.

Иногда указывается год, иногда- только опус, почти никогда- тональность...Cориентироваться бывает нелегко.
Если же принять в расчет, что, например, опус 8 есть у Фанни, и есть Фанни под опусом 8 Феликса, а также то, что с хронологией тоже не все гладко, то нужно быть внимательным!



Знакомясь с пьесами Фанни Гензель, я допустила ту же ошибку,которую сделал, скажем, Мошелес - как современник Мендельсонов. Когда Феликс сыграл ему несколько пьес Фанни - изданных уже в 40-х - то он сказал: подражaниe стилю брата.
Но дело в том, что стиль Фанни появился ранее или параллельно брату!
Часто, в защиту точки зрения  "симбиоза" приводят строки, написанные ею:
Но когда Фанни пишет эти строки - в 1822 году - Фeликсу всего 13 лет!
А когда Феликс включил сочинения Фанни в свой сборник, ему было всего 18 !
Мы говорим о решении, принятом мальчиком, который даже юридически  не был еще вполне самостоятельным.


Эффект парности стал проходить, когда дороги брата и сестры стали расходиться.
С самого начала Феликс был ориентирован и желал, вероятно, большой аудитории. Его произведения подразумевают масштаб: хор, оркестр, лучшие залы с чудесной акустикой.
Фанни остается с фортепиано и вокалом; постепенно она попытается преодолеть эти рамки, но пока что она - ее темперамент, мышление, техника и замыслы должны уместиться в определение миниатюры - "песни", или "песни без слов".





Об отличиях - в следующем выпуске.
продолжение следует
Tags: fanny mendelsohn
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments