semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Гензель и Гретель. 7

начало:


http://humorable.livejournal.com/240329.html
http://humorable.livejournal.com/240556.html
http://humorable.livejournal.com/240856.html
http://humorable.livejournal.com/240907.html
http://humorable.livejournal.com/241372.html
http://humorable.livejournal.com/241565.html













Сравнивая особенности  "Гензеля и Гретель", я, конечно, имею в виду фортепианную музыку.
Хотя Фанни является автором нескольких кантат и оратории - их не совсем корректно было бы ставить рядом  с Феликсовыми : Фанни писала для утренников, изначально рассчитывая на одноразовое исполнение для ограниченной аудитории...
[Хорошим примером является "Фестшпиль" - кантата, сочиненная по случаю серебряной свадьбы родителей. Ее исполнили и положили обратно в шкаф. В 1848-м году, однако, после смерти жены Вильгельм Гензель подарил ноты к серебряной свадьбе уже короля и таким образом дал произведению второй шанс. К сожалению, ни нот, ни музыки этой в Сети нет.]



Как я уже сказала, Фанни насыщает миниатюры, которые у Феликса несут нагрузку скромную, монообразную - драмами, коллизиями...
можно сравнить, например, "Ноктюрн", приведенных в прошлой главе со знаменитой "Песней венецианского гондольера" - тот же соль минор, и та же трехдольная структура с мелодией, удвоенной терциями.
1. Сходства - Мелодизм, песенность - очень современная; что позволяет предположить: песенная мелодика 20-го века осталась примерно на тех же достижениях, что немецкая романтическая начала девятнадцатого века;
-   прозрачная легкая фоновая фактура;
-   жанровая - "песня без слов" - жанр, который я определяю, как то, что иной раз приятнее играть, чем слушать.
-  трех4астная форма.
Различия:
1. В языке Фанни больше баховского:.
Кусочки баховских оборотов, ,органный пункт, в басу, в сочетанием с мерным движением гармонической вертикали ,задержания предъемы; а в мелодиях - та бесконечность, которую мы встречаем в арияx  - не только вокальных, но и инструментальных, и фортепианных..
В песнях Фанни строфическое строение преодолевается этой текущей мелодией - она "антишуберт".
2. Фактура у Фанни колеблется и меняется в течение одной миниатюры. Вообще, в отличие от фп пьес Феликса миниатюрам Фанни свойственны большие контрасты, более яркие, более драматические.

Она вообще любит эксперименты, как мы убедимся далее.

Творческая свобода, "игра" с жанрами и формами свойственны композиторам в последний период - потому так отличаются поздние интермеццо Брамса, предсмертные мазурки Шопена и багатели Бетховена.
Я подразумеваю сейчас не особую глубину прозрения и философию , а именно свободу от имиджа и обязательств перед аудиторией.
Такова, кстати, "Песня без слов" Мендельсона, опус 102, ми-минор, изданная посмертно - напоминающая кому -  что, а мне - Пьяццолу.





3. Ну, и развитие - это чередование созерцательных, эмоционально чистых эпизодов с драматическими, концентрированными , где постоянно усилие, попытка подъема, цепляние за кульминацию - тоже, подобно баховскому - бесконечные секвенции, т.е. повторение одной и той же мелодической фигуры на разной высоте, и спуски - тоже очень драматические, по принципу эллипсиса, со сложными септаккордами.
Вообще, аккорды Фанни - более сложные, более пряные, делают честь импрессионисту, если не джазисту...она использует частые модуляции, нонаккорды,
Это я тоже связываю с творческой смелостью, с отсутствием ограничений и свободой, которой обладает человек, пишущий , как он думает, для себя. с этим же фактором связана "эскизность" Фанни; многие ее сочинения, вероятно, претерпели бы изменения перед публикацией...




Показательный случай произошел с произведением под названием "Пасхальная соната".


Ноты находились в частном собрании, во Франции.
В 70-е годы французский пианист Эрик Хайдзик  записал это произведение в студии, а на конверте написали "Ф. Мендельсон". Таким образом, автоматически эту сонату приписали Феликсу, а доказать обратное пришлось долго, т.к. доступ к рукописи был утерян.

Ислледовательница Анджела Мэйс , ориентируясь на записи о первом исполнении - на пасху, оттуда и название - на дневник Фанни и т.д., поняла, что феликс автором быть не мог: в то время он находился далеко от дома. Но из-за отсутствия рукописи эта соната приписывалась Феликсу.

Видеорассказ об истории находки "Пасхальной сонаты" можно посмотреть здесь.







А вот запись 70-хх.








Мне это исполнение кажется очень верным, т.е., передающим то, какой я полюбила Фанни: взращеннaя на Бетховене и Бахе, чрезвычайно эмоциональная, умная личность. Хоралы чередуются с насыщенной напряженной септаккордами романтической фактурой.


Я не буду подробно анализировать сонату хотя бы потому что нот мне достать не удалось!
Только несколько слов о том, что на меня произвело впечатление.
[ я бы решила спор об авторстве в пользу Фанни, потому что начало очень напоминает первую пьесу из "Песен", опус 2. Привести здсь музыку не могу: ни одно из найденных исполнений меня не устраивает].


Главная тема первой части, напоминающая "Эвзебия" из "Карнавала" - очень характерная для композитора: спокойное высказывание, именно: все-таки не картинка, а  рассказ.

Вторая часть - фуга, потрясающая ясностью, прозрачностью голосоведения и хроматикой современного для Фанни языка.


В финале, на минуте 5.06 - любимый мною "гротескный" чаплиновский мир. мне темы такого рода напоминают  Малера.




**************


Гензель сделал официальное предложение после возвращения из Италии, когда его назначили на должность придворного живописца.
Фанни двадцать четыре года ( или двадцать два??)
Лея Мендельсон, как и семь лет назад, была против этого брака, но не могла больше искать отговорок.

Для Фанни будущий брак стал потрясением.
Как ни была она  счастлива и поглощена отношениями с возлюбленным, тень брата неизменно присутствовала в их отношениях.


" Всегда очевидно, что мадам Гензель говорила гораздо менее, чем чувствовала"..

Tags: fanny mendelsohn, fanny mendelssohn
Subscribe

Posts from This Journal “fanny mendelssohn” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments