semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Гензель и Гретель. 12. Finale.

начало:


http://humorable.livejournal.com/240329.html
http://humorable.livejournal.com/240556.html
http://humorable.livejournal.com/240856.html
http://humorable.livejournal.com/240907.html
http://humorable.livejournal.com/241372.html
http://humorable.livejournal.com/241565.html
http://humorable.livejournal.com/241778.html
http://humorable.livejournal.com/242042.html
http://humorable.livejournal.com/242301.html
http://humorable.livejournal.com/242536.html









Феликс переезжает в Берлин, их дети проводят много времени вместе - а также и дети Ребекки.

Фанни с восторгом описывает все выступления Феликса, как дирижера, и описывет премьеры его сочинений, всегда с восторогом, всегда в превосходной степени.
"О мир, как ты прекрасен!" - несколько раз добавляет она к рассказам.


С точки зрения психологов, вероятно, это особый предмет для рассмотрения: Фанни полностью растворялась в славе брата.

Показательно в этом отношении ее  впечатление от "Бесед с Гете" Эккермана:ей очень понравился Гете в представлении секретаря.  Фанни заключает: успех этих мемуаров в том,  что Эккерман был человеком сознающим свою ординарность, и  сумел полностью раствориться в Гете.


Описывая свою печаль по поводу расставания с Феликсом - в Берлине ему чинили невероятные препоны, причем везде - она проговаривается:




И вновь в жизнь Фанни входит  еще один молодой восторженный человек - Роберт фон Койдель,   - пианист, композитор, друг Листа, в дальнейшем прославившийсся, как дипломат  - который проявил к музыке Фанни большой интерес, разбирая критически все ее пьесы, давая советы - и "поддерживая в ней жизнь".



Cнова Фанни загорается желанием опубликовать некоторые свои сочинения. в этот раз два берлинских издательтсва  - "Шлезингер" и "Боте унд Бок" сделали ей блестящие предложения.  Феликс своих взглядов не изменил. Когда Фанни ему написала на эту тему, он долго не отвечал не ее письмо, и она чувствовала обиду.



Зачем Фанни писала ему?



И еще: выше мы прочли, что Фанни смиренно считает себя "любительницей". Она высказалаcь на этот счет еще раз, гораздо более остро:


Поэтому ей так важно было профессиональное "благословение" .

До сих пор я, нехороший брат, не нашел времени, чтобы поблагодарить тебя за очаровательное письмо. Посылаю тебе свое профессиональное поздравление по случаю присоединения к собратьям по ремеслу. Я поздравлю тебя от всего сердца и желаю, чтобы ты нашла счастье в доставлении радости другим; чтобы ты вкушала только сладость и никогда - горечь авторства; пусть публика всегда встречает тебя розами, - и никогда грязью; и пусть чернила издателя никогда не переческнут жирной линией твое творческое начало  - все это я тебе искренне желаю, и верю, что так и будет - что ж пользы этого желать? но таков обычай гильдии, поэтому прими мое благословение, подписанное и проштампованное.


Фанни:

В издательстве "Боте и Бек" в 1846-м году выходят ее "Шесть песен для голоса и фортепиано" оп.1, в том же году - "Четыре песни для фортепиано" - оп.2, в 47-м году - "Песни в саду" для ансамбля а-капелла.


В мае 1847-го года Фанни почувствовала себя плохо на одной из репетиций  оратории Феликса "Вальпургиева ночь". У нее случился удар, начало отниматься тело, она потеряла сознание и умерла через нескольких часов..






Феликс впал в депрессию после ее смерти. Ему посоветовали отдохнуть в Швейцарии, что он и сделал, вроде бы придя в себя. Но по возвращении  посетил родной  дом на Лейпцигшрассе 3, снова увидел вещи Фанни, ее комнату и положение его ухудшилось.
Он перенес несколько ударов, и в ноябре 1847-го умер от одного из них, пережив Фанни на несколько месяцев, успев издать еще несколько ее пьес, по горячей просьбе Вильгельма.



Супруг Фанни, запечатлевший ее сразу после смерти, остался неприкаянным. Пережив Фанни на пятнадцать лет, он больше не создал ни одной крупной работы.
Кстатие,  картину Вильгельма Гензеля "Израильская пастушка на равнине Гошен" можно сегодня купить на аукционе "Кристи".
за 50,000 фунтов.
Посмертно издали фортепианное трио Фанни, еще несколько песен . Последнияя публикация Фанни Гензель -  "Пасторелла" -  издана в 1852 году, и вплоть до начала 80-хх двадцатого века считалось, что этими сочинениями и ограничивается ее композиторская деятельность.



Вот и весь рассказ.
В заключение приведу описание Фанни Мендельсон-Гензель ее сыном:

"Она была маленькой, одно плечо немного выше другого - наследство от Мозеса Мендельсона ( а по мне - тоже признак психологического дискомфорта, неуверенности) Главной особенностью ее красоты были большие, темные, очень выразительные глаза, которые не портила близорукость. Нос и рот были довольно крупными, прекрасные белые зубы. Совершенные руки пианистки. Движения быстрые и решительные , живой облик, отражающий все изменения настроения. Она никогда не умела скрывать чувств, и все скоро выясняли, что именно она думает о каждом...Как она всем видом показывала немедленное удовольствие при виде дорогого друга, так при виде приближающегося к ней "нелюбимого",  она морщила лоб и уголки рта. Не у всех было такое умение наслаждаться любым проявлением красоты: погодой ли, прекрасным лицом, блестящим талантом или пейзажем
... Таким же интенсивным было ее отвращение  от уродствa. Она не выносила скучных, плоских, пресных людей.
В ситуациях, когда ей приходилось с ними общаться, лицо ее выражало такое страдание, что вызывало смех среди домашних - диспропорцией между бедствиeм и реакциeй на него. Она и сама смеялась над собой, но поделать ничего не могла. Была равнодушна к комфорту и роскоши - ни в еде, ни в одежде, ни в жилищных условиях.  Действительно необходимым для нее было общение с несколькими умными и утонченными людьми, и наслаждение искусством. Любовь к свободе была в ней заложена, и она держалась подальше от людей, кичившихся рождением или богатством. Она не любила визитов и других "социальных обязанностей" и старалась от них увильнуть.Преданная и постоянная с друзьями, теми, кого считала достоыными своего доверия, и способная ради на них на любые жертвы."



Ну, и еще в заключение:

канадский фильм "Реквием для Фанни". Mне он показался где-то наивным, где-то дурновкусным, -  хотя, вообще,
люблю такой жанр: документальный фильм с элементами игры - в данном случае, даже балет.
Все же я дам на него ссылку, поскольку он  оставляет впечатление. И основан на том самом квартете, который Феликс нaписал после смерти сестры:





И заключение-заключение:
оказалось, что Фанни популярна и в среде художников -неформалов
Я нашла случайно несколько картин художника Severita, написанные после прочтения биографии Фанни Менсельсон-Гензель:

Как можно догадаться, Фанни и Феликс испекли пряники к Рождеству: один -  в виде Баха, второй - в виде Бетховена.






А вот картины другого автора:









На этом я и закончу.
Благодарю всех, кто дошел до конца!
Tags: fanny mendelsohn, fanny mendelssohn
Subscribe

Posts from This Journal “fanny mendelssohn” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments