semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Острые углы моей жизни.3.

Начало:

http://humorable.livejournal.com/254815.html
http://humorable.livejournal.com/255044.html








В "Черной Кошке"  Сати играет свои произведения и в том числе – "Гимнопедии" и "Гносиены".

Названия, которые я произнесла, вызывают недоумение, по крайней мере.
И справедливое.

Сати эти названия выдумал. Исследователи серьезного, классического толка долго думали, с чем связаны, например. "Гноссиены" – со корнем слознанием, или, например, с "Gnosos" – античной столицей Крита, где был лабиринт Минотавра.…

"Гимнопедии" вроде, как вели в Древнюю Грецию, на Олимпийские игры.
Ханон приводит отрывок из учебника по истории музыки, в котором автор откровенно недоумевает: как можно делать гимнастику в медленном трехдольном стиле?

На самом деле, конечно, есть отсылка к неклассическому, простому, угловатому – модальному.
В  "Гносиенах" Сати отказывается и от традиционных средств записи – он убирает размер, и соответственно, тактовую разметку. Он убирает обозначения тональности. Эту музыку нельзя назвать атональной, т.к. между аккордами все равно остаются связи, называемые "ладовыми тяготениями".

Но эти связи хрупкие и необычные.





Это все пишется в то время, когда романтизм  совсем не собирается увядать, а как раз-таки вполне "на коне" – одновременно с 1-й симфонией Малера, с "Пер Гюнтом", с 5-симфонией и "Спящей красавицей" Чайковского.


Вообще, поместить Сати в какие-то рамки очень сложно. Его музыка кажется настолько современной, что сопоставлять его с современниками кажется странным.
Если сравнить хронологически изменения во взглядах художника параллельно с современной ему историей музыкаьных стилей, то выяснится закономерность:  Сати  -  зачинщик, подстрекатель,"сумасшедший профессор" – стреляет сигнальной ракетой, шокируя и ошарашивая других. И пока они ищут, куда ушала та самая ракета, копаются, привыкают, анализируют, он остывает и "стреляет" чем-то совсем другим.

Сам Сати пишет, что Клод Дебюсси – в то время истовый вагнерианец -  услышал его исполнения в том же кабаре, пришел в восторг и стал с Сати дружить.
И вроде, как Сати ему и подсказал идеи импрессионизма в музыке и призвал покончить "с кислой капустой". И вроде как подсказал написать оперу французскую, на сюжет Метерлинка. Тогда появилась "Пеллеас и мелизанда", произведшая фурор, хоть и скандальный.
Не знаю, насколько правдив этот рассказ, Но факт остается фактом: Сати первым придумал пряные аккорды-столбы, туманную задумчивость, так свойственную импрессионизму. Правда и то, что юный Морис Равель после издания маленьких сборников Сати специально пришел к нему в "Черную кошку"
знакомиться - с папой под руку, настолько был юн - и стал с тех пор его обожателем.

Но одной из отличительных особенностей Сати было также категорическое нежелание идти с кем-то в ногу. Как только импрессионизм входит в моду, Сати сразу оставляет его и становится "кантором" церкви "Роза и Крест" – художественно-католической салона-секты, основанной Жозефом Пеладаном – сам он себя называл "Сар Пеладан".
Для их "богослужений" в символистском стиле Сати писал музыку – она уже атональная – модальная, чередующаяся с монодией:




Забавно, что Сар Пеладан был почитателем Вагнера и жаждал музыки именно в его стиле.
В чьих-то воспоминаниях описано милое:как-то раз, выслушав очередное творение Сати, Пеладан спросил с сомнением: "Вы думаете, Вагнер написал бы такой аккорд?"
 "Непременно, " – сказал Сати, и глаза его злобно блеснули за стеклами пенсне.





продолжение следует

Tags: france, Эрик Сати, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments