semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Острые углы моей жизни. 4.

начало в :


http://humorable.livejournal.com/254815.html
http://humorable.livejournal.com/255044.html
http://humorable.livejournal.com/255303.html



С Пеладаном Сати долго не продержался, решив в пику вагнерианцу на сей раз основать собственную церковь:
Вселенскую  Церковь Искусств Иисуса- Водителя и провозгласить себя ее первосвященником, хормейстером и.... единственным членом.

Вот отрывок из манифеста новой церкви, 1892-й год :

"Сим постановляем, следуя велению совести нашей и уповая на милость Божию, возвести в столице  франкского народа, который на протяжении многих веков стремился больше всех остальных к славному званию  старшей дочери Церкви, храм,  достойный  Спасителя,Водителя  и Искупителя всех людей... мы должны сделать из него убежище, где католическая вера и искусство, которoe неразрывно связанo с ним, будет расти и процветать во всей своей чистоте,  защищеннoм от ненормативной лексики  и незапятнанным злыми силами ".

Он фланировал по Парижу в длинных робах



и сочинил "Мессу для бедняков" - произведение, на котором закончился его интерес к готике, грегорианскому хоралу и т.д.



За время церковной деятельности Сати совсем обнищал.

Правда, вместе с Контамином де Латуром он написал клавир балета "Успуд" – предельно символический!
Позднее, в "Записках млекопитающего" он воссоздает сюжет:

Он открывается видом Успуда, играющим в кости. В качестве декорации - полукруг статуй.Виднеются несколько скелетов. Успуд дробит кости, насыпает порошок в курильницу, и дым превращается в крылья херувима, трепещущие в воздухе. Успуд падает в изнеможении. Воздух белеет. Появляется прекрасная женщина: это христианская церковь. Она сбрасывает плащ и остается в золотой тунике, напоминая немного Wonder Woman. Успуд бросает в нее камни, которые превращаются в огненные шары. Слышны раскаты грома, и статуи начинают скрежетать зубами. Посреди сцены поднимается вулкан, извергающий звезды. Успуд снова падает. Когда он приходит в себя, то видит, что вго волосы и борода побелели. Конец первого акта."

Казалось бы, похихикал и забыл. Но Сати настроен серьезно:

"Oн также подал заявку на постановка балета в Оперу. Когда директор не ответил, Сати вызвал его на дуэль, испугав и вынудив назначить прослушивание; но затем Сати заявил, что в случае, если он разрешит Опере ставить свое произведение, то работа над спектаклем будет проходить под надзором комиссии из сорока музыкантов, лично отобранных им и Латуром, На этом условии план и затормозил".




Единственным источником средств к существованию для  Сати осталась работа в кабаре.
Тогда, когда изобретенные им изобразительные средства импрессионизма расцветали и приумножались, он пишет нечто совсем из другой области:  простенькие, но оказавшиеся вечными песенки для кабаре.

Кстати, получив как-то раз неплохой гонорар, он купил на него семь одинаковых бархатных костюмов, носил теперь исключительно их , заслужив прозвище "бархатного господина".




Работал он в двух направлениях: юмористичеки-сатирическом и лирическом…
Первое прославило его вместе с популярнейшим куплетистом того времени Венсаном  Испа – исполнителем песенок на злобу дня - или просто юмористических.






Забавно, что не раз упомянутый уже Юрий Ханон является внуком известнейшего петербургского куплетиста Михаила Савоярова, исполнявшего кабаретные песенки почти в то же время: позже лет на десять...

И Псой Короленко даже сделал программу из его песен:


Но действительно неувядающую славу, охватившую и внеевропейские страны на сегодняшний день,  принесли Сати песни, написанные для великой дивы его времени - Полетт Дарти.


продолжение следует

Tags: Франция, Эрик Сати, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments