semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Острые углы моей жизни. 6.

продолжение

Начало в:

http://humorable.livejournal.com/254815.html
http://humorable.livejournal.com/255044.html
http://humorable.livejournal.com/255303.html
http://humorable.livejournal.com/255707.html
http://humorable.livejournal.com/255826.html






Какого рода музыку возможно предположить, прочтя слова, написанные Сати после разрыва с Сюзанной:

"Для меня это ничто другое, как ледяное одиночество, опустошающее голову и наполняющее сердце печалью".

Что-то бурное?
Или, наоборот, " застывшее"?
В любом случае, минорное трагическое.

Результатом
Сати стала странная пьеса  под названием "Vexations" - "Раздражения". Да, именно во множественном числе.


Я бы назвала ее первой авангардной балладой.

Пьеса представляет собой набор диссонантных аккордов, одинаковой степени напряжения.Нет тональности, нет деления на такты. . Пьеса полифоническая, в нижнем голосе  - кантус фирмус. Верние голоса меняются между собой во втором проведении.





Но эти телодвижения видны только на бумаге. На слух мы улавливаем лишь квартовые сочетания, действительно очень раздражающие слух.





Вся соль состоит в том, что автор предписывает сыграть пьесу 840 раз.


Почему 840?
Просто так, "от балды"?
Так кажется на первый взгляд.


Но есть исследователи - например, Марк Жуковский – считающие выбор неслучайным. Во-первых,

" это наибольшее трехзначное число с наибольшим числом делителей – и четырехкратное произведение 4-ч первыч простых чисел - (2 x 3 X 5 X 7).

Далее я цитирую уже по-английски, т.к. данную терминологию  боюсь неправильно перевести:

Of its 32 divisors, 21 are either triangular, pentagonal, octagonal, tetrahedral, fourth dimension tetrahedral numbers, or some combination thereof. The series of divisors include abundant, highly composite, perfect, multiply perfect, and catalan numbers. It also includes the smallest weird number (70), the magic constant of the smallest magic cube (42), and various other oddities.



Словом, 840 – не просто число, и этот факт вызывает два вопроса:
1) случаен ли выбор;

2) если предположить, что  выбор числа был сознательным,  это значит, что Сати интересовали структурные характеристики в музыке?

Да, Сати часто проводил структурные эксперименты с формами, которые классические аналитики не в силах были понять, называя их в лучшем случае "сквозными", а в худшем случае - "бесформенными".
(Знаменитые "Прелюдии в форме груши", кстати, появились именно, как реакция на упреки в отсутствии формы: хотите форму? ну, пусть будет в форме груши!)

Вот иллюстрация к статье, анализирующей принципы формообразования у композитора, основанные на симметрии разного рода и золотом сечении. Советую почитать!





Возвращаясь к "Vexations" : Сати обещал  неминуемые изменения личности тому, кто в точности последует его указаниям и сыграет ее 840 раз!


В 1963-м году патриарх авангарда Джон Кейдж загорелся мыслью исполнить "Раздражения" в том виде, в каком заповедал Сати.( известна публике пьеса стала только в 1949-м году). Исполнение продолжалось с шести часов вечера до обеда следующего дня. Кейдж играл произведение вместе с другими одиннадцатью пианистами.
Одни были разочарованы результатом, другие - вдохновлены. Пьеса вошла в книгу Гинесса, как самое длинное фортепианное произедение,  а  сам Кейдж сказал: " "Изменился мир, и изменился я".

"Те, кто высидел все 840 повторений, приходят к общей последовательности стадий реагирования: удовольствие переходит в ажиотаж, который плавно угасает во всепоглощающую агонию. Но слушатели, справившиеся с этой фазой, вскоре входят в состояние глубокого покоя. Ветераны часто говорят, что возвращение в естественный мир потрясающе, каждый звук слышится, словно впервые."

Но не все доходят до конца. Австралийский пианист Питер Эванс прервал свое выступление  после 595 повторений, потому что, по его словам, им завладели злые мысли и он заметил странных созданий, выползающих из нот.


И о хронологии: "Раздражения" – ровесник "Фальстафа" Верди, "Манон Леско" Пуччини и 6-й симфонии Чайковского!

Все более понятным становится  высказывание композитора на своем рисунке:

«Проект бюста мсье Эрику Сати (созданный им самим), с мыслью о том, что «Я родился в мир очень юным, это было давным-давно»( версия Ханона) или «Я пришел слишком юным в мир слишком старый» ( версия в издательстве Ивана Лимбаха).




продолжение следует
Tags: france, Эрик Сати, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments