semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Острые углы моей жизни. 7.

Начало в:


http://humorable.livejournal.com/254815.html
http://humorable.livejournal.com/255044.html
http://humorable.livejournal.com/255303.html
http://humorable.livejournal.com/255707.html
http://humorable.livejournal.com/255826.html
http://humorable.livejournal.com/256217.html





В 1898-м году происходит еще один крутой поворот в жизни Эрика Сати. Он переселяется из монмартской мансарды в комнату, находящуюся в рабочем пригороде Парижа – Аркейе.
У Сати денег не было никогда: он тратил все свои заработки довольно быстро, его образ жизни не вписывался в рамки здравого смысла, да и вообще, ни в какие рамки.




Тем более, что он продолжал вести себя по правилам "клуба гидропатов". Долгое время за аренду квартиры платил  брат нашего героя, но после смерти отца они поссорились.

Вы уже догадались, что Сати ссорился со всеми, или почти со всеми.

Вот в этой 20-метровой комнате, которую до этого занимал знаменитый богемный клошар – Биби  ле Пюре ( кстати, отец  владельца "Черной кошки" Салиса). и прожил композитор почти до самого конца.

"После недолгой юности я стал обычным молодым человеком, терпимым, но не более. В этот момент жизни я начал думать и писать музыку. Увы.
...неудачная идея!.... крайне неудачная идея!
 Определенно, неудачная, т.к. я, не теряя времени,  развивал  неприятное, невиданное, ненужное, нефранцузское, неестественное и т.д.
Затем жизнь стала для меня настолько невыносимой,что я решил удалиться в свои владения и провести остаток дня в башне из слоновой кости - или из другого металла."



После смерти Сати в этой комнате обнаружили очень много разных набросков и готовых пьес, запихнутых под крышку фортепиано, и под кроватью и т.д.,огромное количество зонтиков, к которым у него была слабость в течение всей жизни, а также рисунки-фотографии домов в готическом стиле. Такое у Сати было хобби: печатать в газетах, в отделе продажи недвижимости дома, которые он сам нарисовал...


В один прекрасный день Сати выбросил все бархатные костюмы, чтобы отныне приобрести вид, который сопровождал его до смерти – клерка в пенсне и с зонтиком, застегнутого на все пуговицы; этакого "человека в футляре".




Он ходил теперь пешком из Аркея на Mонмартр, и в пальто у него был молоток, на всякий случай.
 В Аркее Сати получает впервые в жизни настоящую работу – как все приличные люди!
Он теперь занимает должность руководителя отдела в газете ""Будущность Аркей-Кашана" ( соседнего с Аркеем района)  и также преподает сольфеджио аркейским детям при муниципалитете…

Следует сказать обязательно, что на протяжении многих лет Сати пытался быть принятым во французский   аналог союза композиторов. Но его так и не признавали,  всякий раз "закатывая глаза".
И
параллельно с работой в кабаре и преподаванием детям рабочих он совершает еще один шаг из разряда " вы слышали": идет учиться в самое консервативное музыкальное заведение Парижа – в "Schola Cantorum" – в почти 40-летнем возрасте!
По окончании Сати наконец "легализируется", получая диплом композитора. С тех пор, представляясь, он добавляет к фамилии - "сочинитель музыки".

Ну, и конечно, Сати поссорился с аркейским муниципалитетом и ушел, хлопнув дверью.
За  это время  - почти все первое десятилетие века - он сочиняет очень мало:и в основном,  в ненавистном жанре музыки для кабаре...

В Париже между тем произошли перемены, которых Сати не мог не отметить своей иронией.

Импрессионизм, официально признанный уже академическими кругами, заслужил исторический обзор.
И тут, конечно, встал вопрос о том, кто являлся основоположником и первооткрывателем течения.
Соперничество между Равелем и Дебюсси привело к тому, что на свет был вытащен Сати: через двадцать лет его официально признали предтечей импрессионизма!
Но сам он к такой роли не был готов:


«
Прошу иметь в виду, раз и навсегда: не существует никакой школы Сати. Так называемый «Сатизм» просто не смог бы существовать. Именно во мне он нашёл бы своего первейшего и непримиримого врага.
В искусстве не должно быть никакого поклонения и рабства. В каждом своём новом произведении я намеренно сбиваю с толку своих последователей: и по форме, и по сути. Это, пожалуй, единственное средство для артиста, если он желает избежать превращения в главу школы, так сказать, классного надзирателя. »



И теперь Сати – а параллельно он становится сотрудником журнала "Музыкальное обозрение" – развивает начатое им несколько лет назад направление музыки иронической, пародийной и эпатирующей - и не только музыки!



продолжение следует


Tags: france, Эрик Сати, музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments