semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Острые углы моей жизни.9.

http://humorable.livejournal.com/254815.html
http://humorable.livejournal.com/255044.html
http://humorable.livejournal.com/255303.html
http://humorable.livejournal.com/255707.html
http://humorable.livejournal.com/255826.html
http://humorable.livejournal.com/256217.html
http://humorable.livejournal.com/256460.html
http://humorable.livejournal.com/256685.html


Продолжаю о пародийности.

Как я уже сказала, Сати стал работать в журнале "Музыкальное обозрение".
Тексты его были далеки от традиционных опусов музыкальных критиков. Скорее, их можно назвать памфлетами.

Автор прекрасно вводит в заблуждение среднего, серьезно настроенного читателя!

Например, как в  статье "Кто я такой" ( горячо рекомендую кликнуть и прочесть до конца!)


Еще в начале карьеры я сразу же записал себя в разряд фонометрографов. Все мои работы — чистейшей воды фонометрия. Если послушать «Звездного сына» или «Пьесы в форме груши», «В лошадиной шкуре» или «Сарабанды», сразу становится понятно, что при создании этих произведений я не руководствовался никакими музыкальными идеями. В них господствует только научная мысль.

К тому же мне приятнее измерять звук, нежели в него вслушиваться. С фонометром в руке я работаю радостно и уверенно.

И что я только не взвешивал и не измерял? Всего Бетховена, всего Верди и т. д. Весьма любопытно.

Впервые я применил фоноскоп для того, чтобы изучить си бемоль средней толщины. Смею вас заверить: в жизни не видел ничего более омерзительного. Я даже позвал слугу, чтобы и он посмотрел.

которая вызвала горячую заинтересованность и многочисленные реакции со стороны акустиков и других физиков. Некоторые присылали даже образцы или идеи для приборов.

Позже тексты составили два сборника : "Записки млекопитающего" и "Воспоминания страдающего амнезией"
(ссылка ведет на книгу с немного переделанным названием - это проект, включающий Ханона, как соавтора, не только, как переводчика).



С какого-то времени Сати стал писать тексты к своим произведениям. И в этой области, как всегда, выступил новатором.

Обычно в соотношении текста и музыки текст первичен.
Он может быть либо написан заранее – как в вокальной камерной музыке, либо параллельно с замыслом композитора – как либретто в опере.
У песенников часто случается наоборот. Слова подбираются под настроение музыки, под ее метр.

Есть еще то, что называется "программной музыкой". Композитор обозначает конкретное содержание музыки, иногда просто заголовками, иногда целым рассказом. Музыка же остается чисто инструментальной.

В любом случае, в традиционной эстетике музыка отличается от литературы отсутвием прямой повествовательности, поступательного процесса, описывая впечатление, настроение в целом.

Сати разрушает эти эстетические принципы. Помимо названия, которое далеко не всегда отражает содержание, а иногда специально дезориентирует слушателя, помимо эпиграфов и вступительных слов, он  подписывает время от времени прямо в нотах ремарки. Не того типа, к которым привык исполнитель - тихо, нежно, замирая и т.д. Нет, это иногда -  " все плачут", иногда -  "он быстро взбегает по лестнице".
Часто это  создание воображаемого видеоряда.

Я бы сказала, что тексты Сати к музыке больше всего напоминают  титры к немому кино. но кино-то нету!

Теперь примем в расчет, что:

1.    Только исполнитель видит эти ремарки.
2.    Сати категорически запретил декламировать текст во время исполнения.


"Всем заинтересованным лицам:

Я запрещаю кому бы то ни было читать текст вслух во время исполнения.
Игнорирование моих предписаний приведет к справедливому возмущению против дерзкого преступника.

Исключения не допускаются."



Как выйти из этой ситуации?
Многие играют, игнорируя запрещение – ведь оно составлено тоже в шутливой форме.
Некоторые читают весь текст перед пьесой – в этом случае теряется временная, она же  иллюстративная связь. Да и чтец вынужден вести себя слишком по-актерски – теперь наоборот, текст нуждается в оживлении – это не текст для декламации.





( к этому циклу - "Спорт и развлечение" мы вернемся позднее)
Есть очень много мультипликации на музыку Сати – и много удачной.

Самый известный анимационный фильм - "Satiemania" , 1979-го года выпуска, режиссер - Зденко Гаспарович. Это произведение получило кучу призов, и хотя хронологически мы еще не подошли к "урбанистическим" пьесам Эрика Сати, мне бы хотелоь вставить ссылку здесь. Тем более, что режиссер использует пьесы Сати разного периода, противопоставляя их друг другу. Как - понятно при просмотре.





Мне очень нравится пролог : зрительные видоизменения персонажа напоминают различные маски-костюмы, которые художник примерял на себя в течение всей жизни.



И – конечно, немое кино!


Кино я снимать не стала, но попробовала сделать текст видимым для публики в соответствии с музыкой, под нотами которой он написан.
На нашей встрече я играла сама, а для письменной версии вставлю исполнение хорошего пианиста. Но уже не сегодня.



С Новым годом!


просолжение следует

Tags: Эрик Сати
Subscribe

Posts from This Journal “Эрик Сати” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments