semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Молодой Прокофьев об импровизации и сочинении за ф-но.

" Вечером несколько дам и хозяйка нашего пансиона заставляли меня
импровизировать, задавая мне отвлечённые темы. Я играл им всякую белиберду к
огромному их восхищению. Я не люблю импровизировать и делаю это редко, раз в
год. Процесс сочинения за фортепиано не есть импровизирование. Сочинение
состоит в интенсивном, назойливом искании. Автор разбивается на две половины,
на изобретателя и критика. Первый быстро, один за другим, подаёт музыкальные
обрывки мыслей; среди них толпой идут рефлекторные мысли и, затерявшись в
этой толпе, оригинальные. Он как бы сыпет золотоносный песок, в котором среди
массы песку иногда попадается ценный материал. Автор-критик моментально
оценивает поданные отрывки и бракует, бракует без конца. Но как только он
заметит намёк на что-нибудь оригинальное, свежее, красивое, он, как крючок,
хватается за этот намёк и останавливается на нём. Тотчас автор-изобретатель
начинает развивать этот намёк, расширять его во все стороны, а автор-критик
критикует его деятельность и опять бракует и бракует попытки развивать
удавшийся намёк. В золотоносном песке найден комочек; теперь в нём роются,
хотят найти слиток. Часто бывает, что комочек искрошется и ничего, кроме песку,
в нём не окажется. Обрывок мысли, к которому прицепились, не стоит внимания.
Но зато, если удастся выкристаллизовать его в определённую, заслуживающую
внимания мысль, будь то тема, или гармоническая последовательность, или просто
интересный музыкальный оборот, то цель достигнута и слиток найден. Он может
состоять из нескольких нот, из последовательности двух аккордов, может быть и
длинной мыслью в несколько тактов. Теперь его можно записать и даже отложить
на день, на месяц. Слиток найден и спрятан; будем искать другие, а когда
наберётся их несколько, примемся ковать звенья для целой цепи.
Тут уж дело фантазии. Ей предоставлен материал и от степени её богатства
зависит, насколько удачно он будет использован. Что же касается импровизации;
то тут требуется непрерывная текучесть мыслей, чтобы одна ползла за другой и,
главное, не прерывалась. Автор-критик не может остановить непонравившуюся
мысль и потребовать другую, потому что хоть на момент, но будет перерыв.
Критика слабеет вследствие необходимости, фантазия развивает первую
попавшуюся мысль и сам импровизатор чувствует, что играет музыку гораздо
более низкого качества, чем он может сочинять. Это сыпется песок, который для
неопытного глаза хоть и блестит на солнце, но в котором почти никогда не бывает
настоящего золота. Я хочу сказать, мне никогда не приходилось в импровизациях
находить материал для моих сочинений."

Я в детстве и подростковом возрасте очень много импровизировала, и удачно. Но всегда понимала, пусть и бессознательно, что это не есть сочинение музыки. Вот как тексты пишу: есть набор стройматериалов и умение его удачно компановать. К творчеству это не имеет прямого отношения. 
Между тем, меня долгое время пытались направить в композицию, профессионально. А мне совсем не хотелось, никогда. 
Единственный раз я сочинила музыку к интерактивной программе "Книга Руфь". Но это было служебное, утилитарное и банальное до предела. И, будучи аккомпаниатором в балетном классе я тоже сварганила им репертуар на разные упражнения: дла батмана, для фуэте и т.д. Где-то под Шопена, где-то - под Гуно. Очень было удобно: квадратность соблюдена, никаких сюрпризов, как это бывает у настоящих художников!


 
This entry was originally posted at http://humorable.dreamwidth.org/361912.html. Please comment there using OpenID.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments