semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

"Богема" - из той же оперы

А вот сейчас я напишу ругательный отзыв.


Провальное представление.

Я всем недовольна, но меньше всего претензий у меня к певцам: они поют, как умеют, как им бог дал, так сказать. Не думаю, что при отборе они пели в два раза лучше, а потом вдруг сникли и все забыли, как надо. Не было ни одного яркого тембра, ни одной краски, которая позволила бы назвать этих певцов солистами.Временами баритон Витторио Витали ( Марсель) приближался к искомому, да. Но ведь он не главный герой.
Рудольф, Мими и Мюзетта - это такая заезженная классика, что ее невозможно слушать в тусклом исполнении. Возьмите тогда к постановке Бриттена, что ли - там все равно половина не поймет, что к чему, даже если мимо нот.
А уж когда  в вальсе Мюзетты певица берет верхние звуки с каким-то явным, слышимым усилием, с применением какой-то специальной техники, вероятно - так, что они звучат не как часть мелодической линии, а сами по себе (как стрела из лука - в цель: натягивается тетива,,,,ну, вот, сейчас... ура, попала!), то это грустно.
Я даже имен их называть не буду.

Еще один показатель вокального мастерства - ансамбли. Моя рекомендация: если в первом же ансамбле  голоса сливаются в кашу, можно спокойно идти домой. Лучше не будет.

Кстати, говоря, акустические тайны зала Оперы навсегда останутся загадкой. Есть куча мест, где оркестр заглушает солистов в большинстве случаев. Ладно бы, если хоть звучали хорошо - но нет. Топорно, плоско,  и к сожалению, часто вразнобой. И с хором, и сами с собой.
Я все валила на акустику, всегда, пока не приехал Болшьо театр, и вдруг - о чудо! - акустика исправилась.

Но, как мы с вами знаем, опера - это музыкальный театр. И разного рода огрехи вполне можно простить, если интересно смотреть.
Правда?
Так вот, постановка и все сопутствующие - это самый большой пук в воду. Видите, как я зла?

Если описать одним словом то, что происходит на сцене - это балаган. Не в русском значении - цирк, потешное зрелище и т.д.
Нет, в ивритском смысле:  сумбур и беспорядок.

Пока солисты играют сцены,  режиссер разыгрывает мимические сцены на втором плане. Гениально! Два плана! А к чему они?
Там не происходит ничего интересного, поскольку фантазии творца спектакля в данном случае не отличаются от большинства из нас: что мы можем увидеть на ночной улице Латинского квартала: правильно, проститутку, влюбленную парочку, полисмена...
А в кабачке? Правильно, пьяную драку и ту же проститутку.
А утром на улице? Жуликов и проститутку, да-да-да.
Зачем они нужны? Зачем отвлекают наше внимание, мельтеша то сбоку, то снизу? Какой смысл в их присутствии? Какова их актерская сверхзадача?

Мне кажется, я поняла великую тайну: чтобы не было скучно. Между прочим, в "Восточном экспрессе" та же фигня. А вдруг зритель начнет зевать от множества разговоров? Нет уж, не допустим, подкинем энтертэймент: драчку, скажем, погоню.
А тут эти, Мими с Рудольфом все поют и поют, вдруг зритель заскучает и больше не придет? Так развлечем же его, покажем, как дерутся Марсель с каким-то пьяницей...А уж на самой кульминации, когда вдруг некоторые не дождутся конца и побегут занимать очередь в гардероб ( у нас, кстати, нет очереди в гардероб, как и самого гардероба, видно режиссер об этом не знал!), на сцену выезжает автомобиль!
Что это за символ? Зачем? К чему? Чтобы выгрузить Мюзетту с Мими и уехать?
В это время в мансарде Рудольфа - шуточная сцена друзей, они фехтуют багетами, класс.....но кто туда будет смотреть, если вдруг появляется автомобиль.К тому же, для проезда осталось мало места, и я боялась, что машина заденет декорации. Как такое пропустить!
Вообще,  пространство загромождено до предела. В сцене, когда появляется детский хор, вообще, яблоку негде упасть.
Продавец игрушек, стоящий на авансцене спиной к залу, тоже меня волновал: а вдруг оступится и рухнет в яму! Как раз на арфу!

Действие перенесено в неопределенное время: с 30-хх по начало 50-хх, я думаю, судя по нарядам. Стилистика костюмов напоминает, скорее, не Париж, а итальянский неореализм. Ну, это уже мое субъективное, в истории костюма я не сильна. В пользу Италии говорит и жестикуляция, одинаковая у всех актеров и актрис, включая проститутку. Презрительное движение руки: дапошелты - просто визитная карточка этой постановки!

В хоре, как всегда, тембровый разнобой. Зато синхронные жесты, как всегда.
Я очень люблю рассказывать, как Борис Покровский работал с хором - в смысле движений. Он им говорил: у кого фамилия начинается на "а", поднимает правую руку вверх. У кого на "б" - смотрит влево. У кого на "в" - качает головой.
И всегда получалось естественно.
У меня это вызывает только один вопрос: почему я об этом знаю, а профессиональные оперные режиссеры - нет?

И если в прошлом рассказе о своих впечатлениях я все-таки рекомендовала "Экспресс" посмотреть, то на этот спектакль, идти не советую никому. Разве что, индивидуум так любит "Богему", что прямо не может упустить возможности послушать ее вживую.
Вот я люблю так,например, помидоры. И если даже в доступности будут только твердые и безвкусные плоды без надежды дозреть и распуститься, я все равно их буду есть. Потому что в них отдаленно, но все равно присутствует вкус любимого овоща. Так и с "Богемой" - все равно верные будут сморкаться, пока Мими отходит в мир иной.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments