semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Дон Жуан или #MeToo в Тель-Авивской Опере

"Дон-Жуан"  - моя любимая опера лет с пятнадцати, т.е., с тех пор, как я прослушала ее целиком.
Вообще-то "Ария с шампанским" входила в какую-то из "Школ игры на фортепиано". И в то время, когда я не могла никак осилить "Не летай, соловей, у окошечка", мама вдруг села и сыграла эту "Арию", что вызвало у меня поток слез зависти.
Но вот позже...Был такой набор пластинок - по-моему, фирмы "Супрафон". Дирижер - Карл Бем, ДЖ - Дитрих Фишер-Дискау.



Там и либретто присутствовало в виде буклета на мелованной бумаге: на итальянском с переводом на английский. Других записей, по-моему, и не имелось в доступности. Это исполнение стало для меня эталоном, и поскольку образы персонажей впервые нарисовались в воображении, мне тяжело примириться с тем, что я вижу на сцене. Хотя я перевидала с тех пор все, что есть в Сети. Когда готовилась к домашней лекции "Дон Иоганн"  - она была в ЖЖ.

(Это, как в ситкоме "How I Met Your Mother". В одной из серий главный герой желает угостить всех друзей лучшим, по воспоминаниям, гамбургером в Нью-Йорке. В течение всего времени они ищут какое-то определенное кафе, никак не находят...Мораль в том, что вкус искомой котлеты - не более, чем ностальгия по юношеским временам, когда "трава была зеленее". )

А вот вживую никак не приходилось, кроме знаменитой марионеточной постановки в Праге. Поэтому на спектакль шла с трепетом и предвкушением.
Если бы охарактеризовать одним предложением мое впечатление, то я бы сказала: пациент скорее жив, чем мертв.

Но поскольку я никогда не ограничивалась одним предложением, то расскажу подробно.

Мне очень понравилось исполнение. Свежие, неизвестные еще, как я поняла, израильской публике, голоса.
Датчанин Палле Кнудсен, россиянка Екатерина Баканова - звезды. Прекрасные голоса, внешность, умение играть - не символические повороты и проходы "туда-суда", а действительно, драматическое дарование.





И если ДЖ Кнудсена во многом повторял несколько клишированный образ бунтаря-пьяницы с всклокоченными волосами в расстегнутой рубахе




( а в финальной сцене он стал еще нервно пoчесываться и показывать " fuck") , то Донна Анна  заставила вспомнить исполнительницу, описанную в новелле Гофмана:

Какое явление! Пожалуй, она недостаточно высока ростом, статна и величава, зато какое лицо! Глаза, из которых, как из единого фокуса, снопом сыплются пылающие искры любви, гнева, ненависти, отчаяния и, словно греческий огонь, зажигают душу неугасимым пламенем! Рассыпавшиеся пряди темных волос волнистыми локонами вьются по спине, белое ночное одеяние предательски обнажает прелести, всегда небезопасные для нескромного взора. Сердце судорожно бьется, в него когтями впилась мысль о страшном деянии. И вот — что за голос! «Non sperar se non m'uccidi…»[5] Подобно сверкающим молниям, пронизывают гром инструментов отлитые из неземного металла звуки!

Хороша была практичная Церлиночка - Даниэла Скорка.  Дон Оттавио - Кристиан Адам - манерный жалкий человечек, но какая сладкая музыка написана для него...
Остальные исполнители мне понравились меньше: Лепорелло - Роберто Лоренци -  прекрасно играл, но слышно его было не всегда, Донна Эльвира - ирландка Селин Берн -  "распелась" ближе к очаровательной арии "Mi tradì quell’alma ingrata ", но раздражала даже своим видом. Хотя, может, так и должно было быть: сам персонаж уныл и наводит тоску. Про Мазетто и сказать мне нечего: прошло мимо...

О постановке: Каспер Хольтен - неплохо, хотя немного стандартно.
Почему #metoo  - потому что именно так мне представились преследования дамами ДЖ.
Все жаждут мести - не суда,как в наше время - но физического уничтожения обидчика.

Донна Анна   по формальному либретто жаждет отомстить за смерть отца, плюс оскорблена ДЖ при попытке изнасилования. Но на сцене мы видим пару, обуянную страстью - таких трактовок, правда,  немало. ДЖ не скрывает лица и не собирается бежать.
Убийство Командора - вещь тоже неопределенная в разных постановках. От классического поединка на шпагах до смерти от инфаркта.  В наше время, вероятно, защита ДЖ вела бы речь о самообороне и о "превышении пределов"...
Донна Анна  желает смерти ДЖ - как исчезновения. Лишь уничтожив его, она сможет жить дальше по-прежнему: выйти за дона Оттавио, создать свой дом, вести образ жизни добропорядочной дамы.
Такой поворот есть у А. Грина - в "Блистающем мире". Руна Бегуэм хочет убить Друда за то, что после встречи с ним ей хочется необычного, она не может вернуться к привычной светской жизни девушки из высшего общества...

Донна Эльвира - более стандартный вариант. Брошенная и тем не менее столь же, как прежде, влюбленная, она разрывается между "так не достанься же ты никому" и "вернись, я все прощу". Крайне ненадежная союзница для обеих сторон... Из тех, кто дает обвинительные показания, а потом просит за это прощения, бия себя в грудь.

И, наконец,  Церлина - классический вариант практичной простолюдинки - а в наше время мелкой служащей, может, горничной, которая правильно использует ситуацию. Дуэт " Là ci darem la mano" меня всегда сводил с ума сексуальным посылом, распирающем героев. В данной постановке этого нет - на мой взгляд. Есть сделка, выгодная новобрачной. Для ее достижения Церлина обманывает жениха. В тот момент, когда сделка становится невыгодной, невеста переходит на сторону преследователей ДЖ, заманивает его в кулуары и кричит "Помогите!" Не правда ль, знакомая ситуация?




Гибель Дон-Жуана происходит крайне символически. Я даже была немного разочарована, ибо весь спектакль сгорала от нетерпения узнать, как именно ДЖ утащат в ад.
В классических версиях он проваливается, в исполнении п/р Арнонкура Командор взваливает нашего красавца на спину и уволакивает в направлении зрительного зала....
В общем, в нашем случае  ДЖ остался один - савсэм один - по ту сторону жизни. Голоса торжествующих преследователей - финальный ансамбль -  он слышит уже из другого мира. Мне понравилось, т.к. я всегда считала, что после смерти ДЖ  (как после смерти Андрея Болконского)  уже неинтересно продолжать.
Один он, начиная со сцены ужина. Голос Лепорелло, раздающийся из-за кулис - только голос. Эльвира, по официальной версии приходящая чтобы "в последний раз" укорить нечестивца, тоже остается призраком. Оркестр, исполняющий разные хиты моцартовских современников под бормотание жующего слуги, состоит из мумий/призраков. Так что комический элемент исчезает совсем...
(Это касается привидений вообще. Начиная с определенного момента - когда Лепорелло раскрывает донне Эльвире "глаза" на сущность ее неверного возлюбленного - по верхнему ярусу начинают бродить призраки загубленных, вероятно, ДЖ дам. Ходят они медленно и методично. Для меня все-таки - "Дон Жуан" - опера-буффа, и добавление мистики помимо авторской вызывает некоторую досаду.)

Расстроило больше другое. В этой сцене есть кусок, который я для себя всегда называла "Кредо Дон-Жуана":

Vivan le femmine,
Viva il buon vino!
Sostegno e gloria
d'umanità!


Да здравствуют женщины!
Да здравствует хорошее вино!
Да составят они навечно славу человечества!


Этому тексту дана гордая, я бы даже сказала, гимническая мелодия. И, как по мне, здесь сконцентрировано противостояние жизненных сил, легкости, изменчивости движения и -  холода, смерти,абсолютных истин.

В данной постановке эти слова - бред сумасшедшего пьяницы, не более того...

Художник- постановщик - Эс Девлин.
Уже сейчас я прочла, что она специализируется на кинетических декорациях, и за это даже получила медаль в прошлом году. . Во время спектакля я этого не знала и начала ворчать, что мне эти декорации напоминают кинетические инсталляции.
Началось все хорошо: куб, на который проецируются лазерные штуки. Большой, двухэтажный, с лестницами по диагонали, делящими пространство на треугольники, например.
По фронтону куба идут окна-двери, в которых в разное время появляются разные герои ( мне, кстати, показалось, что пение в дверях или на нижнем этаже куба под крышей мешает голосу акустически)







Штуки - иногда несут вербально-символическую нагрузку. А как еще назвать список имен завоеванных дам из заветной книжечки Лепорелло? Вербальный - потому что слова; символический -  поскольку для героинь действующих имена пишутся на определенной двери: вот твоя ячейка памяти, дорогая, знай свое место.

Это хорошо, но повторяется слишком много раз и не производит уже впечатления.
Кроме имен, появляются разные пятна и тени. Самое удачное, на мой взгляд - когда прикосновением руку к кубу Командор окрашивает его в охряные тона. Как бы указывая, что "теперь все пойдет по-другому".
Куб движется, поворачиваясь и позволяя раздел между сценами четко и без потери времени.





Проблема лишь в том, что чем дальше, тем более раздражает это движение. Тем более, что оно усиливается, куб движется уже непрестанно, и на уровне физиологическом это утомляет. Спектакль длится около трех часов, и можно легко себе представить результат воздействия кинетики...





Что еще меня позабавило - воплощение статуи Командора в виде гипсового бюста, с которым Донна Анна  некоторое время таскается в руках. У меня этот бюст вызвал жгучий интерес. Потом Донна Анна установила его в виде памятника, я было успокоилась, но потом ДЖ в приступе святотатства с силой бросил его об пол. Бюст разбился, и публика, убаюканная мерным движением куба, вздрогнула. Потом я опять сгорала от любопытства: найдет ли Донна Анна осколки? Нашла, погоревала, взяла самый большой кусок, прижала  к сердцу...
Этой же целью - вывести публику из дремоты - мне кажется, было вызвано внезапное раздевание бессловесного персонажа - камеристки донны Эльвиры. Я даже не помню, есть ли она в списке реальных действующих лиц, либо присутствует только, как виртуальный адресат божественной серенады ДЖ.

Главным впечатлением от спектакля остался Моцарт - знакомый уже до, казалось бы, мельчайших подробностей, но все равно каждый раз ты обнаруживаешь, что забыл - и то, и то, и то - как елочные игрушки, которые знаешь всю жизнь и все равно радуешься им каждый Новый год.

И Даниэль Орен - гениальный, для которого нет плохой акустики и прочих трудностей. Всего раз они заглушили и хор фурий, и агонизирующего ДЖ - ну, видимо, это был экстаз.

Словом, идите на спектакль, наслаждайтесь. Качество высокое, а источник вдохновения - превыше всего...


Tags: #metoo
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments