semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Юджа Ванг. Кирилл Петренко.





Сразу, без вступлений. Не расскажу о том, как искали стоянку у Филармонии под проливным дождем, когда один из участников обул тряпичные кроссовки со специальной дыркою в подошве. Самим можно догадаться, как!

Сразу про Юджу, которую многие ругают. Ругают за две вещи:
1. за бездуховность;
2. за лобутены и смелые наряды.
Первое - клише, которое принято вот уж лет сорок плюс адресовать исполнителям южно-азиатского происхождения.
Северо-азиатские исполнители, по-моему, критике не подвергаются.
Я их не очень-то и знаю, северо-азиатов.
Из тех, что у нас учились, были очень творческие люди, но, в основном, композиторы. И певцы с яркими природными данными.
А про инструментистов с юга всегда говорили, что они, дескать, достигают невероятной виртуозности, а вот внутри у них ничего нет. Под "ничем" подразумевая европейскую традицию.
Может, так оно и было когда-то, но сегодня, в период нашего любимого мультикультурализма, когда в каждом порядочном населенном пункте имеется и тайская еда, и пицца, и суши, и шоарма, как-то странно считать, что индивидуумы занимающиеся у педагогов с этой самой европейской традицией, рожденные в этой самой традиции, остаются как-то изолированными от нее.
И занимаясь с младых ногтей европейской музыкой, не понимают ваще, чего они там лабают.

Второе - забавно.

Я вспоминаю, как в далеком 80-каком-то году побывала на двух концертах Анне-Софи Муттер в Москве.
На первом концерте она играла скрипичный концерт Бетховена, на втором - Чайковского.
Или наоборот, не помню.
Суть в том, что в первый вечер она вышла в черном платье, а во второй - в белом. Оба платья были, как теперь говорят, стреплесс. А тогда они назывались "без бретелек"
И вот, представьте себе:  выходит предельно стройная светлая шатенка. С блестящими волнистыми волосами, в облегающем верхнюю часть  платье "без бретелек", прикладывает легким движением скрипочку к нежной шейке... ну, не верится, не верится, граждане, что такое легкомысленное создание способно нас заставить переживать!
Словно к ней подключили канал радио, а она только изображает игру.






До этого приличные дамы так играть не выходили!

С тех пор прошло много лет, и даже оркестранты  на буклетах фотографируются с томным видом, хмурят брови и дуют губы,  налаживая визуальный контакт с аудиторией.
Мол, не бойтесь классики - мы такие же дрянные девчонки и крутые мачо, как все!

Но Юджа бьет многие рекорды.
Я иногда встречаю курьезных барышень в разных видео у друзей. Кто смеется, кто фыркает.
Но в данном случае у ног нашей красотки - весь музыкальный мир. И ковыляя на высоченных каблуках, путаясь в хвосте блестящего платья, быстро и как-то неуклюже глубоко кланяясь, она вызывает трепет у слушателей.
Ну, правда, я наблюдала как два лысых меломана, сидевших передо мной, во время всеобщих оваций изучали в помощю мобильника биографию Юджи в Википедии, сосредоточившись на фотографии - точнее, на вырезе платья цвета фуксии...

Вчера Юджа Ванг играла 3-й Концерт Прокофьева с Кириллом Петренко. Я этот концерт слушала в ее исполнении с Клаудио Аббадо, в записи, по-моему, 2008-го года.
Эта пианистка играет совершенно естественно: нет ни капли  вычурности. нет "замысла", "трактовки", "видения", как это любят называть критики-искусствоведы. Вернее, есть: создается ощущение, что сам Прокофьев так хотел!
Его пианистический блеск, какие-то россыпи - тьфу, как я не люблю литературщину, а как скажешь иначе? - то ли искр, то ли горящих угольков. Его подглядывания куда-то в соседнее измерение: то ли сказку, то ли иллюзию. Его то ли противостояние, то ли слияние с машиной, мчащейся на дикой скорости. Остановить такую невозможно.
(Кстати, Прокофьев, по его же дневникам был совсем плохим автомобилистом и не раз попадал в аварии, разбивая дорогие автомобили. И снова садился, и снова бил)

У Юджи Ванг нет чрезмерного структурного дробления. Целостность концепции не нарушается. Движение вперед - не в смысле темпа, а именно пульсация, вектор, что ли - ощущается постоянно, связывая в целое части.
Тут, конечно, хорошо перейти к Кириллу Петренко. Потому что он шел за солисткой, не подчиняясь ей, но сохраняя все время единство с ней.
Феерия - вот, что вышло. И благодарная аудитория стала дружно хлопать уже после 1-й части: кода бравурная, яркая, сияющая. Вот милые люди и решили. что все закончилось.

 Эта вышепомянутая пульсация - едва ли не одно из главных качеств Кирилла Петренко кка дирижера. Живое движение, движение жизни - скажите, как хотите.

Первую симфонию Брамса мы слушали как раз две недели назад, в Амстердаме.
Я очень восхищалась тогда качеством звука.
Сегодня же скажу: да ну его, в баню, это качество!

То, что играл Эдо де Ваарт, и то, что играл Петренко - это два разных произведения. Вот выражаясь не фигурально, а как раз-таки буквально.Я даже в программку полезла проверить: может, то была не Первая? Нет, я помню начала частей, но все равно... другая редакция???

Понятно, что динамика, темпы, фразировка и т.д. - совсем другие. Но ведь все перечисленное - лишь средства для воплощения какой-то художественной задачи.
Брамс у де Ваарта - историческая личность плюс хороший оркестровщик. Исполнение было формальным по сути.
Брамс у Петренко - тот, кто напоминает о Бетховене и одновременно о Чайковском.
Сила и стройность гармонии, мощная фактура - и вокальное дыхание мелодии, прихотливость фраз, множество лирических изысканных образов.
Дирижер собирает все это вместе логически и прекрасно-просто демонстрирует нам. Жесты его лаконичны - понятно, ведь они очень точны. Он лепит из оркестра, как из пластилина  то сочетание тембров, которое ему нужно.
( опять литературщина - тьфу! тьфу! сгинь-пропади!)

Как это здорово! Как звучал наш оркестр, и как я пожалела, что не Кирилл Петренко будет нашим художетсвенным руководителем после ухода Меты...

Возвращусь еще раз к Юдже Ванг.
На бис она сыграла "Вокализ" Рахманинова. Просто, нежно, легко.
Да так, что я пустила слезу, чего со мной не случалось уже много лет. По-моему, со времени просмотра телеспектакля "Живой труп".

Так что забудьте про лoбутены!
Не одежда красит человека, а человек место, или как там правильно...









Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments