semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Кристиан Марклэй. "Часы" ( 2010)

Про "Часы" я прочла в ФБ у Натали Нэшер-Аман  - Таши - очень -очень уважаемого искусствоведа.
Этот видео-проект ( инсталляция?) сейчас находится в тель-авивском художественном Музее - до 19 мая.

Рассказывать об истории создания и всяких деталях не буду - можно прочесть.
Это такой видео-проект, создатель которого Кристиан Марклэй сделал нарезку  разных видео-отрывков из известных по большому счету фильмов, где фигурируют часы либо указание на время - иногда вербально, иногда визуально. Организованы кадры таким образом, что каждое изображение соответствует реальному времени в отдельно взятых стране и городе. У вас на часах 11.39 - и на экране 11:39. И так все время.
Вроде просто и не вызывает вопросов.

На деле сносит крышу.




Ты заходишь в темный кинозал, садишься на полудиванчик-полукресло - и тебе показывают калейдоскоп жизней/событий/эмоций. Между 11:39 и 11: 40 проходит минута. Но за эту минуту ты видишь, четыре-пять эпизодов, во время которых кто-то стреляет, кто-то дает пощечину, кто-то нервничает и ждет звонка, кто-то решает покончить с собой.




 Получается полифония линий,  расположенных почти вертикально. Оказывается, быстрая смена эпизодов - почти одновременна. Горизонталь стремится к нулю.
 То, что фильмы тебе знакомы, помогает понять-додумать остающееся за кадром. Более того, к уже использованному эпизоду автор иногда возвращается: если таковой перетекает во времени в оригинале.
 Комбинируются отрывки таким образом, что переходы выглядят естественно - с помощью звуковой дорожки.  Зрительное изменение не обязательно ведет за собой звуковое. Причем звуковое часто является авторской частью проекта ( у Марклэя - богатое прошлое звукорежиссера и аудиоинженера)
 Удивительное это понятие - художественное время. Если в кино герой ведет себя соответственно времени физическому, это воспринимается, как напряженное, замедленное состояние. Например, глазами персонажа мы осматриваем помещение. Камера скользит от предмета к предмету, внимательно задерживаясь на деталях. Чем дальше, тем тяжелее терпеть эту черепашью скорость!
 Сколько же успевает охватить наша мысль в течение отдельно взятой минуты? и как наше воображение дорисовывает недостающее с помошью  канонов и стереотипов?
 Сутки Марклая построены приблизительно по тем же канонам: утром люди просыпаются, завтракают, идут на работу. К полудню происходит разное, и напряжение нарастает особенно, если учесть некую символичность цифры "12". Но в полдень начинается ланч и другие рутинные процедуры.
 Ночью наши герои пьют, ходят в клубы, занимаются сексом, повергаются нападению бандитов - или спят в кроватях перед новым рабочим днем.
 Конечно, очень хотелось бы увидеть все сутки, но на деле у меня вышел лишь час. Судя по тому, как люди входили и выходили - у всех примерно был такой кусочек.
 В течение этого часа я смотрела в большим интересом на то, что происходит. Содержания не было - но оно было!  Выходит, что знакомые символы, если они показаны мастерски,  притягивают внимание без того, чтобы представить зрителю интриги и конфликты в подробностях. Переходя от эпизода к эпизоду, мы переживаем интригу так же остро, как если бы следили за сюжетом с самого начала повествования.
 И еще одно: единство. Офисный работник и гангстер одновременно находятся в сложных ситуациях, из которых мучительно ищут  выход. Лбы биржевого брокера или супергероя покрывают одинаковые бисеринки пота.
 Конечно, крайне любопытно было бы посмотреть, что присходит в остальные 23 часа, но для каждого посещения придется покупать новый билет в музей, и кроме того, в течение всего периода запланированы только три даты, в которые можно посмотреть проект нон-стоп ( осталась, кстати, всего одна: 10 мая!) . Таким образом, ночь ускользает от нас почти всегда - как обычно, в жизнях обычных людей!

Я пыталась дома восполнить пропущенное разными кусочками на Ю-Тьюбе, но это, как говорят в Одессе, "две большие разницы"...Все же прицеплю сюда кусочек  - для иллюстрации:


 У Марклэя есть и другие проекты, по-моему, очень интересные:


1."Телефоны"  - тот же принцип монтажа кадров с этими устройствами.

2. "Up and Out" - не знаю, как перевести название, поскольку оно скомбинировано из "Blow Up" и "Blow Out", где значение "вверх" и "наружу" имеет совсем другой смысл. Собственно, этот фильм и является комбинацией последних двух: видео из фильма Антониони, аудио - из Брайана де Пальмы.

3. "Видеоквартет" - тоже монтаж из разных кадров мэйнстримного кино, но под свой звук.


Вот и все: я в

ысказалась, теперь не забуду.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments