semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

ГРОЗАГРОЗА




постановка Театра Наций, 2017 год. Режиссер - Евгений Марчелли.



В отличие от многих моих ровесников, я любила эту пьесу Островского. И даже заигранный монолог на тему способности летать не отпугивал. На самом деле, вот эта линия "нездешности" Катерины, ее игры воображения, пылкость и т.д. меня как раз не очень занимали. А вот злодеи Кабаниха с Диким и их отношения к вялым жертвам - вот это бурлило кровь, да. Ведь в принципем Катерина могла быть кем угодно: отношение к ней и ей подобным было бы таким же ужасным.  Очень похожа жизнь в приволжском городке на аквариум, который был у меня в доме - кто сильней, тот и съел. Поэтому я его и ликвидировала.

Спектакль Евгения Марчелли ( под названием "ГРОЗАГРОЗА", там многое повторяется дважды, видимо, поэтому) заставил меня вернуться к подростковым переживаниям. Еще раз скажу: мне жалко было не столько Катерину, сколько всех остальных, кто попадет под грабли сильных - безвольных/ бессильных/образованных/ тонких/ рефлексирующих и т.д.

Жуть наводит Дикой ( Виталий Кищенко) - в обличье пахана, наглого и жадного садиста. У Островского издевательства дяди над племянником носят характер вербальный. В спектакле Дикой его избивает, так что Борис Григорьевич всегда в крови.
Наверное, и правда: современные бандиты действуют не словами, а физически истребляют противника. Этот персонаж - пожалуй, самый реалистичный из всех.

Кабаниха, или Марфа Игнатьевна Кабанова  ( Анастасия Светлова)  даже не моложава, а просто молода. Элегантная, с прекрасной фигурой и глубоким сексуальным голосом. Образ ее гротескный до ужаса, до того уровня, когда хочется немедленно прекратить происходящее. Все смешно, типично, и образ властной ревнивой матери никогда не потеряет актуальности.





Кабаниха при этом окружена сонмом приживалов - чудаковатых и бессловесных . Бессловесные и преданные, как домашние животные, которых обожают иногда люди, гораздо более равнодушные или неприязненно относящиеся к близким людям...Истерические крики Марфы Игнатьевны, сменяющиеся безмятежным равнодушием ( по Горенштейну), садизм по отношению к Катерине - опять же, физический - это ужасно, как бы ни было смешно. И, кстати, нервных смешков в публике мне слышалось поболе веселого хохота.

И как Борис Григорьевич ( Павел Чинарев) не в силах противостоять Дикому, так и Тихон Кабанов ( Павел Чинарев) не в силах противостоять матери. Да, обоих персонажей, и мужа, и любовника играет тот же актер. Это одно из удвоений. Два непутевых человека, порабощенных, искалеченных жизнью любят Катерину и не в силах защитить ее.



"Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго! " - говорит Борис, прощаясь с Катериной. В спектакле режиссер добавляет ему упрек Катерине в том, что она заставляет Бориса не забывать о ней и мучаться.
Упрекает Катерину и муж: в том, что из-за нее маменька столь сурова, и в том, что она надоедает ему.
Видимо, проблема "слабого мужика" так же актуальна, как и властной родительницы.

Сама Катерина ( Юлия Пересильд) - эмоциональная, нестабильная натура. Если существует какое-то профессиональное исследование на  тему ее личности, то, мне кажется, там найдется много чего разного. Ее религиозность, выраженная в видениях - прежде всего.

У режиссера - две трактовки "падения" Катерины во время свидания с Борисом: дубль 1 - страсть, дубль 2 - любовь.
Сцена проигрывается дважды, во второй раз - все диалоги в конспективном темпе, кроме самого объяснения Катерины с Борисом. Не суть важно, что толкнуло Катерину в обьятья другого, главное - она действительно в них нуждалась.



Актриса Юлия Пересильд , которую все обожают ( совершенно оправданно!) выстраивает некую линию развития персонажа, в соответствии с которой она преображается. Художник по костюмам ( Фагиля Сельская) этому  много способствует. В первой своей сцене Катерина - гибрид. Повязанный по-деревенски темный платок сочетается с классическим тренчем и прозрачными "котурнами" - как статусом. Тогда Катерина и произносит первую фразу монолога о птицах и людях, не к месту, бесстрастным голосом. Собственно, по этой фразе мы и отличаем ее от других служанок-приживалок.




Потом она разоблачается постепенно, на бегу, в вихре физическом, подобном тому, что расходится у нее внутри. В сцене прощания с мужем она одета в стандартную одежду уважаемой женшины в провинции: ботиночки, платье, жакет.



Но начиная со сцены с Борисом и до конца она боса, в маечке и трусиках, как школьница на занятиях физкультурой.



Только что в последней сцене маечка вся  в кровавых пятнах.
Катерина карабкается по стенам, прыгает в зал, мечется - в агонии.



Их последняя сцена с Борисом выворачивает душу, хотя я слышала уже неоднократно, что многих она шокировала. Ну, да, неприятно смотреть на двоих, что целуются, окровавленные и не в силах расстаться.



Я могу только привести чье-то высказывание о Буковски. По памяти: что, дескать, когда человек кричит, что в доме пожар, он заботится не о том, чтобы вышло красиво, а чтобы все услышали, неважно, каким способом. Это любовь обреченных, и как мы знаем, она может происходить и в холодильнике для мяса ( "Повар, жена и любовник")

Поскольку я уже и так расписалсь, то из остальных актерских работ еще упомяну только одну: прекрасную, абсолютно прекрасную Феклушу ( Анна Галинова). У Островского она странница, часто упоминающаяся в связи с высказыванием о стране, где живут люди с песьими головами. В постановке Театра Наций это удивительное существо, почти сказочное. Баба с чайника, украшенная огромным кокошником, она словно связывает разные сцены между собой, будучи почти всегда свидетелем, комментатором. Она поет, причем в аутентичной крестьянской манере. И является единственным ярким пятном на всей сцене.



А сцена пуста. Вся декорация состоит из навеса - беседки, который призван защищать от грозы, но плохо справляется со своей задачей, складных стульев, которые используют в разных комбинациях. И бассейна. На заднике - экран, отражающий то, что в бассейне происходит.




В бассейне в первой сцене резвятся русалки, к которым в конце, видимо, присоединится Катерина в качестве утопленницы. Отсюда, видимо, и мои ассоциации с аквариумом. А, ну и из-за песни Шнура "Рыба моей мечты", которую исполняют в начале и в конце - в наивной балалаечной аранжировке.

В бассейн несколько раз бросается Катерина на пике возбуждения. Интересно: в самом конце Катерина не прыгает снова в описанный бассейн. Он - обманка. Мы вообще не знаем, что с ней произошло, поскольку она взмахивает несколько раз руками, как крыльями - и свет гаснет. Может, она действительно улетела?

Русалки не только плавают в бассейне. Они появляются затем в сцене, когда Барыня - сумасшедшая старуха - грозит Катерине небесными карами "за красоту". В глазах эмоциональной Катерины этот момент видится, как визит прямиком из ада. Барыня является как раз в сопровождении русалок ( очень фигуристых девиц, надо отметить!) , будущих подружек Катерины.



в центре сцены певица ( Ольга Балашова) исполняет отдельную песню - "Как во поле цветик" - вставной номер.
Это, пожалуй, единственная сцена, которая показалась мне лишней. Она оригинальна и зрелишна сама по себе, но с точки зрения целостности  был, по-моему, уже перебор.

Очень много интересного в этой постановке:
1.Чемоданы - с которыми уезжает Тихон, в которых Кудряш приносит  постельные принадлежности для свидания с Варварой.



Что это за символ? Дороги? Попытки бегства? в них всегда оказывается не то, что мы бы ожидали увидеть: например, тазики. Или подушки.

2. Удвоение происходит и с луной, которая оказывается то красной, то белой. Но мы видим оба прожектора, где переключается свет.

3. Актерская работа с залом и "выход за рамки", создающий ощущение резкого тормоза. Нас занесло? Стоп! Все в порядке, это театр. И в том числе - когда Кабаниха приказывает "посидеть на дорожку". И все потихоньку закуривают:



Наверно, много чего я упустила.

В наше время происходит много споров о том, правомерно вольно ли интерпретировать классику, или же, наоборот, классику в привычном виде скучно ставить...
Поскольку я не театровед - и даже не театрал - то высказаться обоснованно не могу.
Такая пьеса, как "Гроза", сочится реальностью, как ни меняй персонажам облик и отдельные реплики, как ни выстраивай новые образные ряды, ни ищи подоплеки и т.д.




И в этом, наверное, сила классики.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →