semper_idem (humorable) wrote,
semper_idem
humorable

Святая Одиллия





В детстве я очень любила рассматривать художественные альбомы. Единственное, что я всегда пролистывала - пейзажи. Шишкин и Левитан мне, правда, нравились - потому, что в во многих пейзажах у них есть драматический смысл...а остальные казались скучными. От других сюжетов - портреты ли, сценки или баталии - я получала огромное удовольствие.
Единственное, что - были картины пугающие - как "Апофеоз войны", например. Или картина Домье, названия которой не помню. Вернее, помню, но найти не могу - "Голова бродяги". И еще "Засуха - тоже не нашла ни автора, ни картины,   "Офортов" Гойи не видала, повезло. Босха очень боялась, но интересные и разнообразные персонажи вкупе с таки же разнообразием интересных событий как-то нивелировали страх.
Но больше всего на меня действовали  авторы немецкого Ренессанса, изображавшие страшные казни и пытки, шествия безголовых мучеников с головами в руках, визиты Смерти и вообще, черепушки на каждом шагу.

Особый страх, как помню, вызвала вот эта картина:




Называется она "Святые Магдалина, Одиллия и Клара".

Картина вроде спокойная, но вот ее фрагмент - он же обложка  альбома :



А еще точнее - глаза в книге:



Они мне иногда снились, иногда вспоминались в темное время суток, как сейчас принято говорить,  и в конце концов я решила даже не  прикасаться к альбому.
Потихоньку этот страх исчез,конечно, сменившись разными другими.

Снова я вспомнила про эти глаза, когда смотрела "Сердце Ангела" - в 1989-м году, т.е. в возрасте уже вполне спелом. Тем не менее, выйдя из кинотеатра, я прямо-таки тряслась от ужаса. Сев в метро и увидев в вагоне знакомого, об увлечении которого магией и оккультными науками  кто-то говорил, я вообще чуть не завопила от ужаса, решив, что эта встреча, конечно же, неслучайна. От знакомого, улыбнувшегося приветливо  и собиравшегося, видимо, завести беседу, отшатнулась и бросилась в другой конец вагона.

Все это я рассказываю к тому, что в фильме тоже есть глаза, и, как выяснилось, что я помню об этом секундном эпизоде до сих пор. Более того,  сейчас я быстро промотала весь фильм, чтобы найти этот кадр:



Понятно, что триллеров я до того времени особенно не видела, сейчас-то я все эпизоды с вырванным сердцем, вентиляторами и папашкой в супе просмотрела хладнокровно. Рурк и Де Ниро мне понравились, как и в первый раз. Жалко, что Рурк как-то съехал с катушек...

Чего я вообще завела этот разговор?
Будучи во Львове, я увидела свою картину - в том самом Двроце Потоцкого. Обрадовалась глазам, как старым знакомым. Думала, какая-то копия. Вернувшись домой, достала заветный альбом и обнаружила, что это та самая картина, приписываемая художнику эльзасской школы последней трети пятнадцатого века.
По воспоминаниям считала, что знакомство с глазами произошло примерно в семилетнем возрасте. Усомнилась, но - да, альбом подписан к печати в 1972 году. Вот это называется - закрыть гештальт!


А по поводу глаз - самая обыкновенная история. Святая Одиллия родилась слепой. Крестилась и сразу прозрела. Магдалина - с елеем, Клара - с дароносицей, Одиллия - с глазами.

Вот и все.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments